Вторник, июня 19, 2018

Интервью с атаманом Таманского отдела Кубанского казачьего войска Иваном Безгулым

«Народный политолог»: - Иван Васильевич, какое значение в жизни казачества играло воспитание молодёжи на рубеже 1990-х годов и какое сегодня?
Иван Безгулый: - В конце 1980-х мы осознавали, что история казачества вполне может закончиться на нас. Ведь мы были последним поколением, которое было выращено казаками, жившими до революции, знавшими традиции и обычаи и передавшими их нам, хотя бы отчасти.  

Поэтому наши усилия были обращены на наших детей. Создание казачьих классов было одним из первых дел. Сегодня это полноценные казачьи классы, казачьи школы, и казачьи кадетские корпуса… Если раньше это было дело рук небольшой группы энтузиастов, то теперь – хорошо отработанная система, имеющая серьезную поддержку со стороны руководства Краснодарского края.
«Народный политолог»: - Что является традиционной основой воспитания казаков?
Иван Безгулый: - Хорошо известна цитата Льва Толстого «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Жизнь казаков с древнейших времен проходила на фронтире, на боевом рубеже, в постоянной опасности. Поэтому все принципы жизни станичников были подчинены главной задаче – выживанию казачьего народа.  
Даже позже, когда станицы оказались в относительной безопасности, в случае «Большого сполоха» (всеобщей мобилизации), когда уходили в поход все мужчины, безопасность станиц обеспечивалась подростками и стариками. А казачье самоуправление обозначало одну из важных задач воспитания – вырастить людей, способных не только подчиняться, но и управлять. Каждый казак рассматривался, как потенциальный атаман. Отсюда и старинное донское обращение к казакам на Кругу: «паны-атаманы».
В случае если отец погибает, сын должен быть готов принять на себя его хозяйственные функции. Известно, что в случае утраты кормильца, мать обращалась через атамана к Кругу с просьбой признать её старшего сына главой семьи. Если  Круг удовлетворял её просьбу, казачонка ставили на табурет в центре собрания и накрывали буркой. Атаман касался перначём его плеча и объявлял его полноправным, дееспособным хозяином.
«Народный политолог»: - Известно, что воспитание казака сопровождалось многими самобытными обрядами…
Иван Безгулый: - Да, были яркие обряды, служащие цели сакрализации казачьего служения и статуса. Так, ещё полстолетия назад в кубанских хатах можно было увидеть генеалогические древа, отражающие семь-восемь поколений. Молодой казак должен был знать своих предков и их подвиги не для того, чтобы этим гордиться, а чтобы понимать весь объем ответственности за доброе имя рода.
Даже крещение имело свои особенности. Например, в люльку малышу клали шашку, кинжал, стрелу или пулю – «на зубок». Известны обряды пострижения казачонка, его посажения на коня.
Когда казаку исполнялось семь лет, его во второй раз стригли наголо. Бритоголовым он торжественно шел к первой в своей жизни исповеди. Тогда же его переселяли из детской в комнату к старшим братьями или дедам, и он переставал рассматриваться как младенец.
Но задолго до семи лет отец уже брал сына на разные работы, на охоту, на рыбную ловлю, на базар. Известны случаи, когда казачьи офицеры брали своих пятилетних сыновей в поход. А легендарный генерал Войска Донского Яков Бакланов уже в пятнадцать лет получил чин урядника в сотне своего отца, а в девятнадцать стал хорунжим и младшим офицером сотни.
«Народный политолог»: - Сегодня много говорят о традиции телесных наказаний в казачьей среде…
Иван Безгулый: - Телесные наказания были исключительной мерой, как способ запомнить проступок, запечатлеть в памяти, что так делать нельзя. Если же пороть регулярно, то такой метод не сработает.  
«Народный политолог»: - А как воспитываются дети в семьях современных казаков?
Иван Безгулый: - Сегодня воспитание сопряженно с большими сложностями. Нарушена преемственность, утрачены многие традиции и сама среда обитания казаков, где все исповедуют единые ценности.
Но, как и раньше, важнейшим является личный пример. Отец должен как можно больше времени проводить с сыном. Как сказал один из современных старцев, «тратьте на ребёнка как можно больше времени и как можно меньше денег». Казачонок должен быть уверен в том, что его уважают, воспринимают всерьез  и принимают на равных в обществе взрослых казаков. Нужно, чтобы с казачеством его связывали положительные и яркие ощущения.
«Народный политолог»: - Но у многих ли есть возможность столько времени уделять сыновьям?
Иван Безгулый: - Вот для этого и нужны казачьи классы и кадетские корпуса, которые призваны помочь родителям. Общение со сверстниками не менее важно, чем с взрослыми. В том числе для того, чтобы возник элемент соревновательности, необходимый для воинского сообщества.
«Народный политолог»: - Сегодня проблема воспитания стала одной из самых болезненных. Насколько опыт казачьего воспитания может быть востребован неказачьим населением России?
Иван Безгулый: - Открою секрет. Далеко не все наши кадеты имеют казачье происхождение. Но их родители убеждены, что именно казачье воспитание, лучше чем какое бы то ни было, подготовит их детей к взрослой жизни, научит ответственности, мужеству и патриотизму.  
Ситуация действительно тяжёлая. «Группы смерти» в социальных сетях, нападения в школах, отвратительные пляски курсантов… Всё это не просто знаки нравственного кризиса, охватившего систему образования. Это и элементы информационной и психологической войны, которая ведется против нас и наших детей.  И защитить их можно только с помощью правильного воспитания. Нами накоплен практический опыт, и мы готовы им делиться со всеми.

Новость дня

Новые пошлины для интернет-покупок



Федеральная таможенная служба предложила облагать пошлиной покупки любой стоимости в зарубежных интернет-магазинах. Инициатива направлена в Минфин.

Подробнее...

Заметки народного политолога

Ну, а что вы хотели…



Вот, нынче все пенсионный возраст обсуждают. Вернее, его повышение, - чтоб «на дожитие» много времени не осталось. Пара-тройка лет – и точка…
Некоторые особо несознательные уже и челобитные президенту пишут: мол, не губи, милостивец, дай ещё чуток воздухом свободы подышать.
В обществе налицо массовый когнитивный диссонанс. Публика уже без малого три десятка лет живёт при капитализме, к которому стремилась ещё в эпоху «раннего диссидентства», а всё ж таки продолжает ощущать себя в социализме-тоталитаризме с его бесплатной медициной и пенсиями, на которые можно  было пожить, вдыхая воздух несвободы, весьма продолжительное время.

Подробнее...
Мундир



Знаем, видели: главный начальник нашего государства не прочь иногда облачиться в военную форму. А тот, кто этому факту до сих пор удивляется, просто ничего не смыслит ни в истории, ни в политике.
Во времена, не столь отдалённые, не только советники тайные да статские, но даже простые колежские асессоры – все, как один, в мундиры одевались. Но не оттого, что вкуса индивидуального не имели. Порядок такой был. Пусть даже у некоторых на обновление того облачения и не всегда хватало жалования. А почему так было? Правильно. Потому что мундир – это всегда серьёзно.

Подробнее...
Чтобы мощные понесли немощных (из монологов юродивого)



Брат мой!
Ты властвующий. Расскажи мне про высоту твоей власти, и я тебе открою бездну твоего небытия.
Ты видел американские каньоны? А знаешь, как они появились? Некогда бурная река разделила сушу и, опускаясь всё ниже и вымывая породу, разделила материк пропастью. Люди заглядывают в неё с головокружительной высоты, но никому в голову не придет, что то место, где стоят они, и противоположные скалы – одна земля.
Твоя опора – это один народ. Но когда пропасть между бедными и богатыми велика, нет возможности соединить эти берега.

Подробнее...
Нехорошая картина



Пишут вот, что опять на картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковке покушение случилось. Некий непьющий принял на грудь наркомовские 100 граммов, подошёл к картине и возмутился её содержанием. Потом взял столбик ограждения и картину изрядно подпортил.
С этой персоной опять незадача. Первый раз по ней иконописец-старообрядец, сын мебельного фабриканта три раза ножом прошёлся. Случилось сие 6 января 1913 года. Так что пришлось художнику лица своих персонажей заново переписывать.
Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи Е.М.Хруслов под поезд бросился, словно Анна Каренина…

Подробнее...
Яндекс.Метрика