Понедельник, октября 15, 2018

«Культурный код» современного российского кино

Не так давно нагрянуло на наши экраны ещё одно культурное событие – фильм «Черновик», снятый режиссёром Сергеем Мокрицким по одноименному роману Сергея Лукьяненко. Для почитателей книжек последнего (мелькнувшего, кстати, на экране в эпизодической роли) это оказалось весьма печально, поскольку фильмец получился… мягко говоря, странноватый и к роману-основе отношение имеющий весьма отдалённое.   
Автор этих строк к большим любителям фантастической прозы Лукьяненко не относится, но воспринимает его тексты со знаком «плюс». Не в последнюю очередь потому, что произведения Лукьяненко весьма кинематографичны.

То есть в них не встретишь заунывного морализаторства на пустом месте, там нет «потоков сознания», зато есть сюжет и события, в которых герои ведут себя как нормальные люди. И при этом действие книг происходит, как правило, не чёрт знает где, а во вполне представимых земных интерьерах, безо всяких «космических» или «потусторонних» наворотов. Книжки Лукьяненко написаны так, что представляют собой почти готовые сценарии – только бери, экранизируй (причём, с весьма умеренными расходами на процесс), а потом собирай прибыли от проката.
Однако экранизации «по Лукьяненко» получаются такие, что лучше бы их не было, и «Черновик» исключением не стал. Кино получилось настолько плохим, что разбирать его с художественной стороны смысла особого нет.  
Причина тому проста: снимать кино «как есть» (точно следуя тексту книги) наши режиссеры со времён Андрея Тарковского категорически не желают, и норовят соорудить нечто этакое «по мотивам» и по принципу «я так вижу».
При этом «видят» режиссеры постоянно нечто такое, чего в оригинале даже и рядом нет; но к чисто художественному уровню это «видение» тоже не отнесешь. Есть в нем нечто… социально-детерминированное.
Вот взять хоть тот же «Черновик»… Построен он, в общем-то, на довольно банальной для фантастики основе – гипотезе о множественности параллельных миров, между которыми при некотором желании можно перемещаться, если «места знать». Ну, а если есть между мирами «пункты перехода», то должны быть и те, кто за этими пунктами присматривает, и те, кто этих «присматривающих» среди обычных людей выбирает и к делу пристраивает.
С одной стороны, это логично (настолько, что даже непонятно становится, как до такого простого сюжетного хода никто раньше Лукьяненко не додумался), а с другой – жутковато становится, когда главный герой вдруг оказывается в числе «избранных». В его квартире вдруг обнаруживается чужая баба, а близкие начинают его забывать со всё возрастающей скоростью. А потом вдруг тихий ужас выпадения из повседневности сменяется открытием новой реальности – и… всё.
Дальше уже ничего интересного не происходит, по крайней мере, в кино. На зрителя просто вываливается полный набор самых избитых и до полного безобразия заезженных голливудских штампов. Тут тебе и страшный ГУЛАГ (то есть мир «Нирвана», который в книге действительно служит местом ссылки для чересчур любопытных людишек, но ссылка эта получается очень и очень гуманной: там в атмосфере присутствует какой-то наркотический газ, благодаря которому все ссыльные пребывают постоянно под кайфом), тут и роботы-матрёшки, которые следят за порядком в «Аркане»  – мире победившего коммунизма, и т.д. и т.п. Странно, что нет ещё играющих на балалайках медведей в шапках-ушанках.
Отсюда и результат. На том сайте, где зрителям предлагается оценить увиденное кино все (!) отзывы отрицательные. Это, можно сказать, достижение. Кому-то ведь в своё время даже и михалковская «Цитадель» нравилась, а тут – надо же! – полное единодушие на грани бешенства.
И, что характерно, есть среди отзывов и такой:
«А любимый российский тренд – матрёшка! Оказывается это оружие массового поражения! Шедеврально. Запад будет восхищён, когда это увидит!..»
Сарказм этого неизвестного зрителя попал в точку. Впечатление от киношного «Черновика» складывается такое, что фильм снимался вообще не для нашего зрителя. Режиссеру Мокрицкому явно хотелось поехать со своим произведением на какой-нибудь престижный фестивальчик, получить там какую-нибудь наградку-статуэтку, покрасоваться на красной ковровой дорожке… А для этого надо понравиться западному даже не зрителю – западному жюри. То есть зафиксировать отчётливую нелюбовь к такой-сякой России, какой бы вид она не принимала (кстати, во всех «параллельных мирах» в кадре непременно маячит Кремль, даже в мире «Заповедник», который, по книге, вообще необитаем).
Так что если этот фильм что-то хорошо и показывает, то только для кого, зачем и что творят наши «великие режиссеры». Они же – независимые художники, не выносящие никакой цензуры… если только она своя. А вот если «социальный заказ» идёт с Запада, тут дело другое. «Инженеры человеческих душ» будут «вписываться в тренды» с упоением, повизгиванием и выражением готовности всегда измазать свою страну чем-нибудь чёрненьким.
Это у наших творцов культурный код такой. Если кто этого до сих пор не понимает, то пусть сходит на «Черновик».
Очень говорящее название получилось. Режиссёр Мокрицкий может гордиться. Надо бы его наградить, как полагается, бочкой варенья и корзиной печенья. Ибо заслужил.

Новости дня

Евросоюз будет назначать виновных в применении химического оружия

Санкции за создание и применение химического оружия Евросоюз будет вводить по собственному усмотрению. В зону действия этих санкций входит весь мир.
Такой порядок введения санкций утвердили министры иностранных дел стран-членов Евросоюза.

Подробнее...
Голландский генерал обвиняет Россию в провокациях в Арктике

НАТО проводит учения за полярным кругом. Всё идёт штатно, но, по мнению генерала морской пехоты Нидерландов Джеффа Мак Мутри, истребители и военные корабли России «провоцируют» британских и голландских морпехов.

Подробнее...
Американская коалиция вновь применила в Сирии белый фосфор

По сообщению информационного агентства SANA, авиация международной коалиции во главе с США в очередной раз применила в Сирии белый фосфор. Это произошло в городе Хаджин в провинции Дейр-эз-Зор.
Применение боеприпасов, содержащих белый фосфор, имеет ряд характерных внешних признаков, поэтому ошибка в оценке того, что произошло, исключена.

Подробнее...
Бывшая министр, отказавшаяся жить на прожиточный минимум, оказалась миллионершей

Скандал, который устроила бывший министр труда, занятости и миграции Саратовской области Наталья Соколова, оказался знаковым. Это «официально» проведённая «красная черта» между богатыми и бедными.

Подробнее...

Заметки народного политолога

Что делать? Расследовать!..

Четверть века прошло со дня расстрела Верховного Совета России. Трудно поверить; как будто вчера всё было…
В России живём, народ которой славится своим извечным стремлением к справедливости.
Да, прошло четверть века с того дня, когда была поставлена жирная и кровавая точка в событиях государственного переворота 1993 года. Ну что, кто готов сегодня народную справедливость найти и отстаивать? Президент? Правительство? Госдума? Совет Федерации? Общероссийский народный фронт?
Смешные вопросы.

Подробнее...
Яндекс.Метрика