Сколько времени осталось последним незакрытым российским внесистемщикам в условиях охоты, объявленной на них государством?
К концу 2025 года становится очевидно, что российское правозащитное поле переживает беспрецедентный кризис. Центры вроде "Насилию.нет" и проект "Правозащита Открытки" официально прекратили свою деятельность, не выдержав давления, связанного с законодательством об "иноагентах", блокировками финансирования и угрозами уголовного преследования. В то же время ещё один внесистемный проект – "ОВД-Инфо", несмотря на аналогичные риски – статус "иноагента", блокировку платежных систем и объявление одного из его основателей "иноагентом" в мае 2025 года, – продолжает публиковать материалы, собирать данные о политических преследованиях и оказывать юридическую помощь оппозиционным политактивистам. В октябре 2025 года "Насилию.нет" объявил о своём закрытии, сославшись на невозможность работать в условиях законодательного давления. "Правозащита Открытки" прекратила работу ещё в 2021 году после блокировки их сайта Роскомнадзором. Так почему же "ОВД-Инфо" до сих пор удерживается на плаву? И как долго сохранится эта феноменальная устойчивость в условиях продолжающегося "завинчивания гаек", например, после того как в июне 2025 года Госдума расширила возможности включения граждан в списки террористов и экстремистов" на основании антивоенных убеждений?
Этот вопрос выходит за рамки сугубо правозащитной сферы и затрагивает стратегические интересы нашего государства: насколько системная изоляция гражданского общества укрепляет или, напротив, подрывает внутреннюю стабильность и международный имидж страны.
"Правозащита Открытки" стал первой жертвой нового этапа борьбы власти с внесистемной оппозицией, незадолго до начала СВО становившейся реальной "пятой колонной", способной дестабилизировать и без того в в скором времени напуганное мобилизацией российское общество в самый сложный для страны период, требующий, напротив, его консолидации, а не разъединения.
Проект, связанный с движением Михаила Ходорковского "Открытая Россия", был признан "нежелательной организацией" ещё в 2017 году. Однако реальный удар последовал в августе 2021-го, когда Роскомнадзор заблокировал его сайт по требованию Генпрокуратуры, после чего юристы проекта объявили о прекращении деятельности, пояснив это стремлением не подвергать риску ни сотрудников, ни доверившихся им граждан. Хотя отдельные адвокаты-правозащитники продолжали работу в других форматах, сама структура была полностью демонтирована.
Этот сценарий стал своего рода шаблоном для последующих закрытий: сначала – административное давление, затем – блокировка ресурсов, и, наконец, добровольное, но вынужденное прекращение деятельности.
Центр "Насилию.нет", занимавшийся помощью жертвам домашнего насилия, просуществовал дольше, но столкнулся с теми же механизмами. Признанный "иноагентом", центр постепенно терял доступ к российским платёжным системам, что делало невозможным как поддержку своей инфраструктуры, так и прямую помощь пострадавшим. К июню 2025 года организация уже находилась на грани закрытия, а в октябре официально объявила о прекращении работы. Основательница Анна Ривина чётко указала на причину: законодательство об "иноагентах" сделало их деятельность не только опасной, но и технически невыполнимой.
Примечательно, что "Насилию.нет" не был в классическом смысле политическим проектом – его работа была социально-гуманитарно ориентированной, но и она была подверглась зачистке как "нежелательная" в новой политической реальности. Таким образом, стало очевидно, что государственные защитные механизмы стали применяться уже не только к явным оппозиционерам, но и ко всему гражданскому сектору, не охватываемому контролем государства.
На этом фоне выживание "ОВД-Инфо" выглядит как феномен, требующий объяснения. Проект был включён в реестр "иноагентов" ещё в сентябре 2021 года, а в мае 2025 года статус "иноагента" получил и его сооснователь – Григорий Охотин. В сентябре 2025 года организация сообщила о блокировке переводов с рублёвых счетов, что лишило её основного канала финансовой поддержки внутри России.
Тем не менее, "ОВД-Инфо" не только не закрылся, но и расширил деятельность: в апреле 2025 года запустил новое направление - "помощь столкнувшимся с политическим давлением на рабочих местах", а в июле сообщил, что отслеживает уже 1181 фигуранта антивоенных уголовных дел. А в начале декабря 2025 года проект даже провёл онлайн-презентацию своего ежегодного доклада по политическим репрессиям.
Секрет выживания "ОВД-Инфо", по всей видимости, кроется в трёх факторах. Во-первых, "ОВД-Инфо" изначально строился как медиапроект с чёткой журналистской и документальной миссией, а не как юридическая или социальная НКО. Это позволило ему быстрее адаптироваться к работе в условиях блокировок – основной контент переместился в Telegram и на международные платформы. Во-вторых, проект сумел сохранить сеть региональных корреспондентов и юристов, работающих в полулегальном статусе, что обеспечивает сбор первичной информации изнутри страны. В-третьих, "ОВД-Инфо" избегает прямого участия в политике – он не призывает к протестам, не поддерживает конкретные оппозиционные фигуры, а фокусируется исключительно на документировании фактов государственного давлегия на политических активистов и оказании им правовой помощи, что формально удерживает его в рамках "профессиональной деятельности", пусть и дискредитированной государством.
Однако и эта стратегия имеет предел. Госдума в 2025 году приняла закон, позволяющий с 1 июня вносить фигурантов антивоенных дел в список "террористов и экстремистов", что автоматически влечёт блокировку всех счетов, запрет на трудоустройство и невозможность легального проживания в стране. Для "ОВД-Инфо", чьи клиенты – именно такие фигуранты, – это создаёт прямую угрозу быть обвинённым в "поддержке экстремистской деятельности". Кроме того, давление на сотрудников – вплоть до возможного уголовного преследования по статьям о "госизмене" или "дискредитации власти" – делает их работу всё более рискованной.
В октябре 2025 года, сразу после закрытия "Насилию.нет", "ОВД-Инфо" объявил срочный сбор средств, подчеркнув, что находится в тяжелейшей ситуации. Это означает, что даже при всех адаптационных мерах проект исчерпывает ресурсы.
Нельзя не обратить внимания на явный контраст между заслуживающей даже некоторого уважения работой последних оппозиционных структур, таких как "ОВД-Инфо", и поведением остальной значительной части внесистемной оппозиции, которая в последние годы предпочла не борьбу, а карьерные и финансовые договорённости с внешними заказчиками.
Многие бывшие лидеры "протестного движения" не только покинули страну, но фактически превратились в инструменты геополитической конфронтации, продвигая антироссийскую повестку под видом защиты прав человека. Их деятельность давно перестала быть ориентирована на защиту гражданских свобод – она стала частью информационных войн, финансируемых иностранными фондами, заинтересованными не в демократии в России, а в её ослаблении. Такая "оппозиция" не только не помогает реальным жертвам репрессий, но и дискредитирует саму идею правозащитной деятельности, придавая ей откровенно предательский и продажный оттенок. Эмигрантские "лидеры" используют трагедии россиян как материал для собственного пиара и получения грантов.
Для российской власти ликвидация структур внесистемной оппозиции является частью более широкой стратегии по созданию "управляемого общества", в котором все социальные и политические институты подчинены государственной вертикали. В краткосрочной перспективе это действительно снижает риск массовых протестов и обеспечивает информационную монополию.
Однако в долгосрочной перспективе такая политика несёт в себе и вполне явные риски. Во-первых, она уничтожает последние легальные каналы для справедливого публичного разрешения социальных конфликтов, что может привести к их накоплению и взрывному выходу в будущем. Во-вторых, полное отсутствие независимых правозащитных механизмов подрывает доверие к российской правовой системе на международном уровне, усугубляя изоляцию страны и затрудняя любые формы сотрудничества, включая гуманитарное и правовое. В-третьих, устранение даже аполитичных организаций вроде "Насилию.нет" демонстрирует, что целью является не борьба с "политической оппозицией", а полный контроль над всеми сферами гражданской жизни, что фактически противоречит декларируемым в российской Конституции принципам правового государства и свободы объединений...
Таким образом, выживание "ОВД-Инфо" – временное явление, обусловленное его спецификой и адаптивностью, но не устойчивостью системы. Возможное скорое закрытие этого оппозиционного проекта станет последним аккордом в ликвидации независимого гражданского общества в России. С политической точки зрения это возымеет двойственный эффект: с одной стороны, усилит внутренний контроль, с другой – усугубит структурные слабости правящих элии, лишая их обратной связи с обществом и легитимности в глазах внешнего мира.
Фактически, в условиях геополитической конфронтации и внутренней мобилизации государство делает ставку на силовой порядок, игнорируя риски деградации социальной ткани. Это соответствует тактическим задачам, особенно, в условиях де-факто воннного положения, но во-многом противоречит стратегическим интересам устойчивого развития и национальной безопасности в долгосрочной перспективе.
Истинная защита прав человека в России сегодня – это не громкие заявления из-за рубежа, а тихая беззаветная работа тех, кто остаётся внутри и не продаёт совесть ради финансирования или политической выгоды...