Сможет ли классический балет стать надёжным мостом между Россией и Киргизией в эпоху глобальной культурной конкуренции?
Сегодняшним воскресным вечером в Бишкеке состоится знаковое культурное событие – гала-концерт "Русские сезоны", объединивший звёзд ведущих российских театров и национальную балетную школу Киргизии. Этот проект, продюсированный ведущим петербургским театрально-музыкальным продюсером Еленой Вадимовной Стравинской и приуроченный к официальным Дням культуры России в дружественной нам центральноазиатской республике, стал не просто демонстрацией хореографического мастерства, но и важным элементом мягкой силы на постсоветском пространстве. Выступления прославленных на весь мир прим Оксаны Скорик из Мариинского театра, Ирины Перрен из Большого и других солистов на сцене театра им. А. Малдыбаева демонстрируют преемственность русской балетной традиции и её открытость для диалога с национальными культурами. Такие инициативы приобретают особую актуальность на фоне нарастающей конкуренции за гуманитарные приоритеты в Центральной Азии, где активизируются Китай и Турция, а также в условиях непрекращающихся попыток коллективного Запада "отменить" российскую культуру. Впрочем, очевидно, что подобная циничная антироссийская политика заведомо обречена на провал...
Грандиозный проект "Русские сезоны" в Бишкеке – не просто дань истории знаменитым парижским премьерам Сергея Дягилева начала XX века, а осмысленная попытка воссоздать этот формат в новом, постсоветском контексте. Его продюсер, Елена Стравинская, намеренно объединила артистов из "тройки" ведущих российских театров – Большого, Мариинского и Михайловского, – что подчёркивает государственную значимость мероприятия и его поддержку на самом высоком уровне. Такой шаг позволяет не только продемонстрировать единство российской театральной элиты, но и представить Киргизии наиболее авторитетных и узнаваемых носителей русской балетной школы.
Программа вечера тщательно выверена: дуэты из "Шехерезады", "Жизели" и "Щелкунчика" – не просто красивый танец, а настоящая квинтэссенция русского хореографического наследия, знакомого и любимого в странах СНГ на протяжении десятилетий. Эти балеты стали частью общего культурного кода, и их показ в Бишкеке – ярким напоминанием о глубоких исторических и эмоциональных связях.

Художественное руководство вечера было поручено хореографу Марату Шемиунову, а музыкальное обеспечение – Большому симфоническому оркестру мэрии Бишкека. Факт участия оркестра именно из столицы Киргизии, а не российского коллектива, стал сильным символическим жестом доверия и сотрудничества.
Сегодняшнее мероприятие является не изолированным случаем, а прочно вписывается в общую стратегию укрепления российско-киргизских отношений в гуманитарной сфере.
В октябре-ноябре 2025 года в республике проходят официальные Дни культуры России, в рамках которых запланирован широкий спектр мероприятий – от выставок и кинофестивалей до концертов и театральных постановок. Балетный гала-концерт становится одним из центральных событий этой программы. Такая системная работа говорит о том, что Россия рассматривает Киргизию как одного из ключевых партнёров на постсоветском пространстве, особенно в условиях, когда в регионе усиливаются другие центры влияния.
Культурная дипломатия через призму классики – один из самых надёжных и неполитизированных способов поддержания положительного имиджа и укрепления приверженности российскому миру. Балет как универсальный язык способен обходить острые политические углы и напрямую обращаться к сердцам людей, формируя у них устойчивые культурные и эмоциональные привязанности.
Для России сохранение и расширение своего гуманитарного присутствия в Центральной Азии является стратегической задачей. В условиях сокращения экономического и политического влияния, мягкую силу можно рассматривать как основной козырь. Русский язык, литература и особенно балет – это те активы, которые до сих пор вызывают искреннее уважение и признание в республиках региона. Проекты на подобие "Русских сезонов" позволяют не только поддерживать существующие связи, но и формировать новую, молодую аудиторию, которая будет ассоциировать Россию с высоким уровнем культуры, вкуса и профессионализма.
Это особенно важно в конкуренции с Китаем, чьё влияние носит преимущественно экономический и технологический характер, и с Турцией, делающей ставку на идеологию и общее тюркское наследие. Русский балет, в отличие от них, предлагает не идеологию и не кредиты, а эстетический и духовный опыт мирового уровня, что делает его предложение уникальным и трудно заменимым.
Таким образом, проведение "Русских сезонов" в Бишкеке является не просто успешным культурным мероприятием, а важным шагом в реализации долгосрочной стратегии России по укреплению своих позиций в Центральной Азии. Балетный мост, переброшенный над инициируемыми Западом политическими и экономическими разногласиями, оказывается одним из самых надёжных способов сохранить Россию в качестве незаменимого и желанного партнёра для народов региона. Хочется верить, что в будущем такие проекты станут ещё более частыми и масштабными, поскольку их эффективность в качестве инструмента мягкой силы становится всё более очевидной в условиях современной многополярной реальности...