Почему Ашхабад так боится предложений Москвы о грядущем расширении "нового тройственного союза" за счёт "новых стран"? И есть ли у туркмен право мешать России?!

Ответим сразу, все ответы на эти вопросы лежат на поверхности: никакого права у Ашхабада требовать от соседних республик отказа от сближения с Россией нет, а причина страха туркмен банальна - боязнь потерять рынки сбыта и лишиться эксклюзивных контрактов на экспорт газа в Китай и по другим сверхприбыльным направлениям... Об этом в эфире туркменского госинформагентства "ТДХ" чуть ли не напрямую рассказал председатель концерна "Туркменгаз" Мырат Арчаев. Напомним, 11 августа глава департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский предложил вскоре расширить создаваемый "тройственный газовый союз", отметив, что значительный интерес к этому проекту уже проявляет ряд других стран. В ответ на это г-н Арчаев 12 августа от имени Туркменистана выразил обеспокоенность российскими планами, поскольку они, по его мнению, затрагивают интересы "других государств региона" – подразумевая, конечно же, свою Туркмению. Давайте разберёмся, насколько его беспокойство оправдано? И есть ли у туркмен юридическое или хотя бы моральное право требовать от России отказаться от развития интеграционных процессов со своими соседями-экспортерами голубого топлива?! 

По словам Арчаева, Туркмению интересует, какие "возможности расширения" и "другие страны" имеет в виду МИД России, говоря о расширении формата "трёхстороннего взаимодействия".

Г-ну Арчаеву сразу же начал вторить и туркменский МИД, открыто и нагло заявивший, что хотя комментарии России и были расплывчатыми, но Ашхабад сразу хотел бы выразить своё возмущение и дать понять Москве, что не допустимо не консультироваться с Туркменией по поводу потенциального добавления новых поставщиков к китайскому трубопроводу.

МИД Туркмении:

"Туркменская сторона считает такой подход непонятным и неприемлемым, а наша страна рассматривает его как противоречащий международному праву и устоявшейся практике в газовом секторе".

Несмотря на то, что планы Москвы не идут вразрез ни с какими действующими договорами, туркмены почему-то убеждены, что "любые изменения в распределении объёмов и схем поставок газа" должны быть обязательно согласованы со всеми центральноазиатскими странами-поставщиками без исключения, подразумевая под этим только себя (все остальные-то стороны и так уже готовятся к участию в новом российском проекте).

Логика Ашхабада проста как три рубля Туркменистан, Казахстан и Узбекистан долгое время поставляют газ в Китай с чётко согласованными объемами и сроками, поэтому якобы каждая из этих республик имеет право контроля за новыми региональными экспортными инициативами.

Впрочем, а с какой стати?! Сама же Туркмения ни с кем из соседей не согласовывала односторонние проекты кооперации с Азербайджаном и Турцией для экспорта каспийского газа в Европу... Так же как и попросту забыла о старой схеме обязательного согласования с Москвой контрактов на поставки углеводородов в Азию.

Именно Ашхабад под руку с Баку под неустанным науськиванием Вашингтона, Лондона, Брюсселя и Анкары были главными инициаторам реализации противоречащих стратегическим российским интересам и соображениям обеспечения региональной экономической и энергетической безопасности проектов экспорта газа в Европу в обход России. А когда соседи показали, что бумерангу свойственно возвращаться, и Туркмения тоже может вдруг выпасть из ключевых цепочек поставок и схем распределения топовых экспортных контрактов, у Ашхабада под ложечкой внезапно засосало. И стали тут туркмены резко вспоминать про игнорируемый ими же принцип принятия коллективных решений вопросов Каспийского региона непосредственно его внутренними странами...