Вместо того, чтобы направо и налево раздавать гражданство трудовым мигрантам из Центральной Азии, Москве стоит перенять опыт Варшавы и Астаны, заботящихся об этнических поляках и казахах  

Министерство труда и соцзащиты Казахстана сообщило, что с июля этнические казахи, живущие за рубежом смогут получить специальную карту "Ата жолы" ("Путь предков"), автоматически предоставляющую ее обладателям при въезде в страну вид на жительство сроком на 10 лет и уравнивающую их в правах с гражданами республики за исключением доступа к госслужбе и участия в выборах. При этом получатель "карты казаха" сохраняет подданство той страны, откуда он приехал. Тем самым казахские власти создают максимально комфортные условия для соотечественников, предоставляя им возможность работать, учиться, лечиться, вести бизнес на исторической родине и одновременно не требуя отказываться от иностранного паспорта. Похожую программу с 2008 года реализует Варшава, выдавая живущим за рубежом представителям польского этноса "карты поляка". Не пора ли и нам внедрить у себя нечто подобное в отношении этнических русских, тем более, что сейчас в разгар русофобской кампании на Западе, многие из них подвергаются опасности из-за своего происхождения?

Привлечением соотечественников на родину предков казахские власти занялись сразу же после распада Советского Союза. Тогда самую большую по площади после РСФСР, но совсем немноголюдную постсоветскую республику спешно покидали русские, подвергавшиеся травле националистов, и Алма-Ата, взявшая курс на построение моноэтнического государства, решила заместить их этническими казахами, живущими за рубежом (оралманами).

Была запущена специальная программа "Нурлы кош" ("Светлая кочёвка"), в рамках которой в Казахстан переселилось свыше миллиона человек в основном из Китая, Узбекистана, Турции, Монголии, Ирана и других стран, где этнические казахи чувствовали себя не совсем уютно либо не нашли своего места в жизни. Им присваивали статус переселенца, предполагавший, что в течение года его обладатель получит гражданство республики, и предоставляли различные льготы.

Правда, идею замещения изгнанных "русских оккупантов" реализовать не удалось. Из страны уезжали высококлассные специалисты, на которых держались местная высокотехнологичная промышленность и наука, а вместо них приезжали люди с низким уровнем образования, не знающие русского и не умеющие читать на казахской кириллице, говорящие на архаичном языке, далекие от сформировавшейся в Казахстане за годы советской власти светской русифицированной культуры, которых можно было использовать только для малоквалифицированного труда. Из-за большой разницы в менталитете между местными и "пришлыми" казахами не раз возникали конфликты.

Одним словом, переселенцы страну особо не обогатили, а вот проблем ей добавили. Значительную часть боевиков, устроивших в январе 2022 года беспорядки в крупных казахских городах, составляли как раз бывшие репатрианты и их потомки. Дошло до того, что слово "оралман" (соотечественник) стало в Казахстане едва ли не ругательным, обозначая необразованного и невежественного грубияна, и в 2020-м власти отказались от его использования в официальных документах, заменив на близкое по смыслу "кандас" (родной, единокровный).

Однако сути это не изменило, а дефицит высококвалифицированных кадров, коих оралманы-кандасы априори не могли заменить, никуда не делся. Чтобы исправить ситуацию, казахские чиновники и придумали программу "Путь предков", принципиальное отличие которой от "Светлой кочёвки" состоит в том, что от ее участников не требуется принимать местное гражданство. Ведь если у внука-правнука степного кочевника всё хорошо в России или Германии, зачем ему менять подданство на казахское? А так он и паспорт может сохранить, и родине предков пользу принести.

И казахские власти даже не скрывают, что цель введения "карты казаха" состоит именно в привлечении не абы кого, а ценных кадров.

Из сообщения на сайте Министерства труда и соцзащиты Республики Казахстан:    

"Целью внедрения карты "Ата жолы" является укрепление связей с исторической родиной, сохранение национальных традиций, привлечение в страну профессионалов и успешных бизнесменов для реализации их потенциала в Казахстане".

Идея со всех сторон перспективная, позволяющая Казахстану не только обзавестись полезными людьми и прокачать национальное самосознание, но и повысить свою геополитическую значимость. Тем более, что есть "вдохновляющий" пример Польши, которая благодаря в т.ч. "карте поляка" смогла создать позиции влияния в соседней Белоруссии, задействуя их ныне для дестабилизации режима Лукашенко.

А что мешает России пойти тем же путем, сместив приоритеты в миграционной политике с раздачи паспортов РФ не владеющим русским языком и культурно чуждым "ценным специалистам" из Центральной Азии на создание условий для привлечения в страну настоящих соотечественников через "карту русского"? Ведь сейчас многих останавливает сложность административных процедур, связанных с получением гражданства, и опасения столкнуться с коррупцией при его оформлении. А так люди получат возможность жить и работать в России по упрощенной процедуре.

Или у нас уже всё в порядке с демографией, и миллионы русских, ныне живущих за рубежом и с каждым следующим поколением всё больше утрачивающих связь с землей предков, стране не нужны?

Есть здесь и другой аспект. Сегодня, когда русофобия стала мейнстримом в "мире свободы и демократии", русские на Западе оказались под угрозой. И "карта русского" станет для соотечественников гарантией того, что Родина о них помнит и в случае беды не бросит, а протянет руку помощи.

Пора, наверное, уже осознать, что чеканная формула царя-миротворца полуторавековой давности нуждается в уточнении. Сегодня единственными настоящими союзниками Российского государства являются не только армия и флот, но и русский народ.