Нур-Султан пребывает в уверенности, что в условиях санкций Москва не может дать адекватного ответа на его русофобские выходки. Не пора ли убедить господина Токаева в обратном?

11 июля суд Краснодарского края отменил запрет на работу терминалов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который был введен на прошлой неделе Приморским райсудом Новороссийска по иску Росприроднадзора, давно пытающегося заставить нефтяников соблюдать экологические нормы. Решение вышестоящей инстанции, давшей "добро" на эксплуатацию проблемных терминалов, позволяет Казахстану, для которого труба КТК является главным маршрутом транспортировки своей нефти в Европу, и дальше пользоваться его услугами. В качестве ответного жеста казахский Минфин снял с общественного рассмотрения проект приказа, фактически блокирующего экспорт в Россию товаров, содержащихся в санкционных перечнях ЕС и США. В итоге произошедшего размена всё останется по-прежнему: казахи продолжат гнать свою нефть через Новороссийск, мы будем использовать территорию РК для параллельного импорта. Однако оба решения не носят необратимого характера, и вроде бы урегулированные проблемы могут возникнуть вновь в любой момент. Москва и Нур-Султан лишь убрали за спины дубинки, которыми собирались ударить друг друга, но не выкинули их. И это заставляет вновь задаться вопросом, как долго Россия будет терпеть выходки своего центрально-азиатского "союзника", стремящегося усидеть сразу на многих стульях, и есть ли у Москвы реальные рычаги воздействия на "многовекторного" Токаева?

Можно сколько угодно делать вид, что проблемы и трения, в последнее время регулярно возникающие между Россией и Казахстаном, лежат исключительно в плоскости экономики и экологии, но это не отменяет того факта, что их первопричиной является двурушничество нашего "стратегического партнера и союзника". Многовекторный подход "и вашим, и нашим", предполагавший выстраивание ровных партнерских отношений со всеми крупными геополитическими игроками – Россией, Китаем, Турцией, США, ЕС – с одновременным заигрыванием с местными националистами-русофобами, являлся стержневым и при Назарбаеве, но Москва была уверена как в прочности личных связей лидеров двух стран, так и в том, что наша поддержка необходима ему для сохранения власти.

Сменивший Елбасы в президентском кресле Токаев сразу дал понять, что будет продолжать и "творчески развивать" курс предшественника. И немало в этом преуспел, прокачивая "взаимовыгодное сотрудничество" со всеми, с кем только возможно. Январские события, когда только оперативное прибытие в Казахстан российских десантников спасло страну от госпереворота и погружения в хаос, казалось бы, должны были положить конец "многовекторности" Токаева, как это произошло ранее с Лукашенко, лишившегося свободы маневра из-за санкций Запада и сделавшего "белорусского слона лучшим другом российского".

То, что это не так, и Нур-Султан не считает себя должником Москвы, стало ясно, когда началась спецоперация на Украине. Формально заявив о нейтралитете и равноудаленности, казахи совершили множество больших и малых шагов, доказывающих, что союзниками России они являются только на бумаге.

Вот далеко не исчерпывающий перечень недружественных действий казахских "партнеров":

  • озвученный в феврале главой МИД РК Тлеуберди отказ направить казахский контингент на Донбасс в рамках ОДКБ (хотя Москва об этом и не просила, заукраинская пропаганда на славу отработала этот фейковый вброс);
  • отключение российских телеканалов в Карагандинской области под предлогом борьбы с "военной пропагандой";
  • привлечение к административной ответственности водителей, клеивших на свои авто буквы Z и V, а также георгиевские ленты;
  • выдача разрешений на проведение митингов солидарности с Украиной с одновременным запретом акций в поддержку России;
  • уголовное преследование граждан РК, воевавших на Донбассе за ЛДНР;
  • участие казахских чиновников и провластных НКО в организации "гуманитарных" поставок на нужды ВСУ (каски, бронежилеты и прочая нелеталка);
  • отмена парада и шествия "Бессмертного полка" на 9 Мая, запрет ношения в День Победы георгиевских лент и прочей "провоцирующей символики";
  • заключение соглашений с Турцией о сотрудничестве в области разведки и изучения военной истории;
  • присоединение к западным санкциям в отношении российских банков (Сбер и Альфа-Банк были вынуждены продать свои активы в РК)       
  • публичный отказ Токаева даже рассматривать вопрос о возможности признания республик Донбасса;
  • игнорирование властями РК Дня памяти и скорби 22 июня;
  • выход из соглашения стран СНГ о Межгосударственном валютном комитете;
  • заявление Токаева о том, что его страна ничем не обязана России за проведенную в январе операцию ОДКБ по восстановлению конституционного порядка в Казахстане;
  • периодические вбросы о закрытии границы с РФ для провоза санкционных товаров;
  • регулярные рассуждения чиновников и провластных экспертов о целесообразности выхода республики из ЕАЭС и ОДКБ и необходимости переориентации на Китай, подаваемые как "частные мнения";
  • продолжающийся прессинг русских;
  • заявления о необходимости поиска альтернативных маршрутов транспортировки энергоносителей в Европу в обход России.   

Список этот можно продолжать едва ли не до бесконечности, и нет сомнений, что власти Казахстана приложат к этому массу усилий. Причем совершают они свои антироссийские и русофобские эскапады максимально публично и демонстративно, тем самым посылая Западу четкий сигнал "мы не с Путиным" и одновременно провоцируя Москву на обратную реакцию.

Конечно, поддаваться на провокации нельзя – многие в Нур-Султане, а также в Вашингтоне, Анкаре, Пекине, Брюсселе, Лондоне только того и ждут. Но и бесконечно терпеть унизительные для великой державы выходки "союзника" тоже не правильно.

Хорошо бы для начала провести тотальную комплексную ревизию двусторонних отношений, проанализировав, в чем мы сегодня зависим от казахов, а в чем – они от России.

Баланс явно будет в нашу пользу. Если брать тот же КТК, то сколько бы Токаев не давал поручений своим чиновникам искать пути диверсификации экспорта энергоносителей, реальной альтернативы ему у казахов сегодня нет. Найти другой вариант теоретически, конечно, можно, но это чудовищно усложнит логистику, потребует огромных инвестиций в инфраструктуру и все равно поставит "гордых сынов степей" в зависимость от других транзитеров.

И так, вдумчиво, с карандашом, пройтись по всем пунктам: от грузового транзита и поставок вооружений по линии ОДКБ до правового положения трудовых мигрантов и Байконура. Заодно посмотреть, есть ли чем заменить то, что нам дает Казахстан.

После чего все эти выкладки и расчеты предоставить Токаеву и его министрам: посмотрите, сверьте со своими выкладками и прикиньте, что для вас лучше – продолжить демонстрировать на весь мир свою "особую позицию", рискуя остаться без всех тех многомиллиардных бонусов, что дает Казахстану статус нашего союзника, или хотя бы прикрутить русофобскую риторику?

Помощи от вас мы не просим – сами справимся, только, пожалуйста, не гадьте.

Ну, а после победного завершения украинской эпопеи к разговору с Нур-Султаном обязательно надо будет вернуться. Ведь ни одно "доброе дело" не должно оставаться безнаказанным…