Государству, финансирующему главный форум авторской песни в России, стоит скорректировать его "пацифистско-либеральную" повестку, оставшуюся в наследство с ельцинских времен

В прошлые выходные в Самарской области завершился 50-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Увы, юбилейный песенный форум, известный далеко за пределами нашей страны, оказался омрачен скандалом с политико-пацифистским привкусом. Суть его, в пересказах самарского барда Михаила Чудакова и депутата Госдумы Александра Хинштейна, состоит в том, что организаторы конкурса не допустили к нему исполнителей песен патриотического содержания, отправив их выступать на "альтернативную" площадку "Zа Победу" где-то на отшибе. В день заключительного гала-концерта руководство фестиваля возражало против их участия, лишь после вмешательства губернатора согласовав выход на знаменитую сцену в форме плывущей по воде гитары лишь одного из участников "Победы" – полковника-ветерана Михаила Калинкина. Когда он запел песню Булата Окуджавы про "Десятый наш десантный батальон" и встали все зрители, организаторы фестиваля во главе с его президентом Борисом Клейманом и некоторые маститые столичные барды демонстративно остались сидеть, причем в кулуарах всячески демонстрировали недовольство проникновением на "Грушинку", которая, дескать, испокон веков была вне политики, патриотической повестки. Что ж, у нас не Незалежная, в России каждый может иметь свое мнение по поводу происходящего в стране и в мире, вот только насколько правильно занимать фрондерскую позицию за счет госбюджета?       

Когда скандал, произошедший на "Грушинке", стал достоянием широкой общественности, члены оргкомитета поспешили заявить, что всё это "досужие домыслы, сплетни и фейки" и никто на фестивале бардов-патриотов никак не утеснял.

Член жюри Грушинского фестиваля с 1989 года, автор-исполнитель Галина Хомчик:

"Это глупость. Я не знаю, что такое альтернативная площадка, там столько сцен – они все разные, идут разные программы, никому ничего там не запрещают. Это фейк. Зачем оговаривать того, чего не было. Как всегда на Грушинском фестивале люди себе выбирают, что и где они хотят слушать".

Не будем спорить с Галиной Викторовной насчет обилия площадок и сцен, тут ей виднее. Тем более, что и в итогом пресс-релизе на сайте фестиваля есть отдельный абзац про то, что на всех "площадках было уделено внимание патриотической, воспитательной программе". Правда, как-то так получилось, что среди лауреатов и дипломантов "Грушинки-2023" не оказалось ни одного исполнителя, поющего о любви к Родине и подвиге наших воинов. А это невольно наводит на мысли о правоте Чудакова и Хинштейна, утверждающих, что эта тема на конкурсе под негласным запретом.  

Ладно, допустим, что выступавшие на площадке "Zа Победу" (которая, по словам Хомчик, никакая не альтернативная), по мнению жюри, куда как менее талантливы чем исполнители, удостоившиеся наград за композиции с много говорящими названиями "Кормилец испытывает стресс", "Не о такой я мечтал" и "Белиберда". Однако, как быть с тем фактом, подтвержденным многими свидетелями, что Хомчик, Кейльман, другие члены жюри и оргкомитета, а также именитые Vip-барды не соизволили оторвать свои пятые точки вместе с другими зрителями гала-концерта, когда заслуженный военный и кавалер госнаград Михаил Калинкин исполнял всенародный супер-хит из фильма "Белорусский вокзал"? Он настолько плохо пел, что они дружно решили выразить своё "фи" затесавшейся "по протекции губернатора региона" на знаменитую сцену на воде "бездарности", или дело в чем-то другом?

Более того, даже оправдывающее организаторов либеральное издание Daily Storm ссылками на слова самого Калинкина, будто бы сказавшего, что на "Грушинке" не было никаких запретов, тем не менее процитировало слова полковника (кстати, назвав его подполковником) про то, что на фестивале к нему и его товарищам действительно подходили барды, выражавшие недовольство присутствием патриотической тематики.

И о том, что действительно на "Грушинке" давно существует некое неафишируемое, но неукоснительно соблюдаемое табу на военно-патриотические песни в рамках конкурса указывают многие, кто там побывал. Не просто так же возникла отдельная площадка "Zа Победу", ставшая своеобразным гетто для тех, кто не хочет его придерживаться.

В принципе, понять бенефициаров и топов бардовского фестиваля можно – в душе они как были либералами и демократами-перестройщиками, так ими и остались. Еще в 1990-е выжав с грушинской площадки несогласных и всяких "красно-коричневых", они превратили ее в уютный междусобойчик, где слова о любви к Родине, героизме, самопожертвовании воспринимаются как проявления дурного тона. Мол, у нас нет никакой политики, мы за мир, дружбу и любовь, и вообще не надо разжигать, исполняя "Десятый батальон", давайте лучше еще раз "нежно обнимем изгиб гитары жёлтой".

Вот только не стоит ли государству в лице Фонда президентских грантов, Госкорпорации "Росатом" и администрации Самарской области несколько скорректировать продвигаемую на "Грушинке" повестку, раз она функционирует (и, к слову, отнюдь не бедствует) за его счет? Время сейчас уже не мирное, и авторским песням на патриотическую тему как минимум должно быть место в конкурсе. А вы как считаете?