Предлагаемое депутатами Мажилиса и национал-"историками" причисление бойцов "Туркестанского легиона" СС и их духовного лидера Мустафы Шокая к жертвам "сталинских репрессий" лежит в русле политики Нур-Султана на выдавливание русских и русского языка из республики

В конце прошлого года указом президента Казахстана была создана Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. Главной задачей этого органа, в который вошли представители администрации главы государства, правительства, обеих палат парламента и научного сообщества, определено "восстановление исторической справедливости в отношении всех категорий" пострадавших от советской власти. Необходимость образования Госкомиссии казахские власти объясняют тем, что под принятый в стране в 1993 году закон "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" попали не все, кто того заслуживает. Кто эти люди, доходчиво разъяснил в интервью государственному ИА "Казинформ" глава подкомиссии по поэтапному рассекречиванию закрытых архивных фондов, депутат мажлиса от правящей партии "Нур Отан" Берик Абдыгалиулы. В первую очередь, это лица, осужденные в 1930-е за "бандитизм" и "убийства", которые, как убежден парламентарий, не были бандитами и убийцами, т.к. уничтожали "красных", борясь за свободу народа, и бойцы "Туркестанского легиона" ваффен-СС, сформированного гитлеровцами из пленных красноармейцев-тюрок. В дальнейших "творческих планах" Абдыгалиулы и его единомышленников – введение уголовной ответственности за негативные отзывы об идейном вдохновителе "Туркестанского легиона", видном казахском националисте Мустафе Шокае. О "борцах с советской властью" в Казахстане в 1930-е мы расскажем позже, а сегодня разберемся, стоит ли считать тех, кто вступил в гитлеровское формирование, и их духовного отца "невинными жертвами сталинизма"…     

По сути, "Туркестанский легион" – явление того же порядка, что и "Русская освободительная армия" генерала Власова. Оба формирования большую часть войны существовали исключительно на бумаге, не представляя собой единого целого, и были чисто пропагандистскими проектами нацистов, призванными привлекать на свою сторону перебежчиков. Подразделения РОА и легиона придавались соединениям вермахта, СС и люфтваффе в качестве вспомогательных, а их "командующие" лишь подписывали листовки с призывами к бойцам Красной армии сдаваться, никем, кроме своих небольших "штабов", реально не командуя.  

Вообще немцы очень презрительно относились ко всем "неарийским народам", а уже тем более к жителям Средней Азии, коих считали не совсем людьми. Однако война внесла в нацистские теории свои коррективы. Из-за больших потерь на фронте гитлеровцы пошли на то, чтобы привлекать унтерменшей для обеспечения своего тыла, и стали формировать различные национальные части, в т.ч. из уроженцев среднеазиатских республик.

 

Инициатор реабилитации участников "Туркестанского легиона" Берик Абдыгалиулы

"Туркестанский легион" был создан в ноябре 1941 года при 444-й охранной дивизии вермахта в виде т.н. Туркестанского полка, состоявшего из четырёх рот. В феврале 1942 года немцы открыли в Польше учебный лагерь для подготовки новых легионеров из узбеков, казахов, татар, туркмен, киргизов и т. д. Солдат и младших командиров набирали из военнопленных, давших согласие на службу Гитлеру, а на все ключевые командные должности назначались немецкие офицеры.

Всего было сформировано 25 туркестанских батальонов. Формально они подчинялись Командованию восточными легионами (Kommando der Ostlegionen), но на практике легионерами распоряжались по своему усмотрению командующие германскими войсками, в зоне оперативной ответственности которых они находились. Туркестанцев использовали в основном для охраны тыла, на передовую их в силу ненадёжности посылали редко.

Служили выходцы из Средней Азии и в войсках СС. В 1943 году на базе 450-й батальона Туркестанского легиона под командованием майора Майер-Мадера был создан 1-й Восточно-мусульманский полк войск СС. Часть задействовалась для проведения карательных антипартизанских акций в Белоруссии, Словакии и Италии. Кстати, в Белоруссии комполка Майер-Мадер пропал без вести – скорее всего был уничтожен партизанами. Его сменил оберштурмфюрер СС и бывший старшина РККА, азербайджанец Алим Азимов. Именно под его командованием в августе 1944-го полк подавлял Варшавское восстание, не уступая в жестокости и зверствах отморозкам из бригады Дирлевангера и дивизии Каминского.

Немцы пытались привлекать легионеров и для организации повстанческого движения в СССР. В 1943 году для развертывания антисоветской борьбы в Казахстане было сформировано специальное диверсионное подразделение "Алаш". После усиленной подготовки в мае 1944-го гитлеровцы забросили в Гурьевскую область КазССР группу "алашей", снабдив их, помимо оружия и боеприпасов, листовками на казахском языке, портативной типографией, чистыми бланками и печатями различных советских учреждений.

Однако "побороться за свободу Казахстана" пособникам нацистов не удалось. Сразу по приземлении диверсанты попали в засаду чекистов: пятеро были убиты в перестрелке, девять сдались. Среди последних был и радист группы, который вплоть до окончания войны по заданиям СМЕРШ передавал немцам дезинформацию…

Идеология "Туркестанского легиона" базировалась на идеях пантюркизма, предполагавшего создание единого государства тюркоязычных народов Средней Азии и Азербайджана на антисоветской и русофобской основе. В качестве вербовщиков немцы привлекли эмигрантов-пантюркистов, осевших в Германии после Гражданской войны, – узбека Вели Каюм-хана и казаха Мустафу Шокая.

В мае 1942 года ведомство Розенберга устроило в берлинском отеле "Адлон" конференцию. На ней был образован "Туркестанский национальный комитет" (ТНК), в который вошли лидеры антисоветской среднеазиатской эмиграции. Этот орган позиционировался как будущее правительство "освобождённого" Туркестана, ядром армии которого должен был стать "Туркестанский легион". Но это была такая же уловка как и с Власовым и его КОНР – ТНК руководил только самим собой, а Легионом командовали немецкие генералы.

Руководителям Комитета доверяли только агитационные поездки по лагерям военнопленных. Особо старался узбек Каюм-хан – убеждённый нацист и лютый русофоб. Вот с какими речами он выступал перед соплеменниками из числа военнопленных:

"Я двадцать лет веду борьбу против большевиков. Теперь мы будем бороться вместе с вами. Немцы – наши друзья, они помогут нам освободить туркестанский народ от русского ига, этот час скоро настанет. Немецкие войска уже под Сталинградом и, взяв его, двинутся на освобождение Казахстана и Туркестана. Я буду ханом, а вы моими джигитами. Служите же честно Германии, беспощадно уничтожайте русских".

А вот с казахом Мустафой Шокаем дело обстоит несколько сложнее. Он скоропостижно скончался в Берлине то ли в декабре 1941-го, то ли весной 1942-го. Современные казахские историки, включая Берика Абдыгалиулы утверждают, что он будто бы не имел отношения к созданию ТНК и не совершал агитпоездки по лагерям военнопленных.

Памятник Мустафе Шокаю в г. Кызылорда

Мол, этот "борец за независимость казахского народа" и один из руководителей "Алаш-Орды", пытавшейся противостоять красным в Гражданской войне, был противником и Гитлера, и Сталина, и никогда не проявлял русофобии (жена Шокая была русской, а сам он дружил со многими деятелями белой эмиграции). Казахские апологеты Шокая признают, что он вёл с немцами переговоры, но при этом подчеркивают, что националист выдвигал в качестве условий сотрудничества первоочередную подготовку кадров для будущего Туркестанского государства, в т.ч. его "армии", которая может быть брошена в бой только при приближении вермахта к Средней Азии.  

Действительно, в оголтелой русофобии Шокай, в отличии от Каюм-хана, замечен не был. Однако документально ничего не известно о каких-либо ультиматумах, которые он якобы ставил немцам. Мало того, его имя фигурирует среди учредителей Туркестанского комитета, а ещё есть свидетели, которые видели, как Шокай вёл агитацию в лагерях пленных.

По этому поводу казахский историк Бахыт Садыкова с возмущением пишет:

"Это был заранее продуманный план дискредитации Мустафы Чокая, чтобы впоследствии представить его как военного преступника, на которого не распространяется срок давности. На самом деле в концлагеря (по сговору с нацистами, так как Мустафа Чокай мешал и той, и другой стороне) был заслан двойник, который, выступая перед попавшими в плен соотечественниками, пользовался рупором и держался в отдалении".

Не очень убедительная версия. Зачем нацистам понадобилось "дискредитировать" мало кому интересного эмигранта-казаха, да ещё в сговоре со Сталиным?

При этом, по мнению ряда историков, не обремененных, в отличие от Берика Абдыгалиулы и Бахыт Садыковой, идеей посмертной политической реабилитации Шокая, его скоропостижная смерть стала следствием отравления, организованного Каюм-ханом. С узбекским "коллегой" у бывшего лидера "Алаш-орды" не сложились отношения: оба претендовали на руководство в ТНК и испытывали друг к другу неприязнь на национальной почве.

Всю войну Туркестанский комитет раздирали межэтнические склоки и интриги. Например, туркмены, ненавидевшие "узбекскую мафию" в ТНК, не раз предлагали немцам идею создания собственного "правительства в изгнании", а казахи вообще вышли из Комитета, решив объединиться с татарами и башкирами…

Вот каких "героев" сегодня пытаются поднять на пьедестал казахские политики. Зачем это нужно, особенно с учётом того воистину легендарного массового героизма, который казахский народ проявил в годы Великой Отечественной (одна панфиловская дивизия чего стоит), понять трудно. Единственное разумное объяснение – реабилитация пособников гитлеровцев в лице "хероев Туркестанского легиона" и Шокая является еще одним проявлением политики руководства Казахстана по вычленению собственной национальной истории из общего с Россией прошлого и постепенному выдавливанию русских и русского языка из республики. Как показывает пример сегодняшней Украины, такие псевдо-патриотические игры, ни к чему хорошему не приведут…