Не замечая очевидного противоречия, авторы казахских и киргизских учебников истории клеймят "изуверскую советскую власть", одновременно восхищаясь подвигами своих сражавшихся за нее героев-земляков   

Нарполит продолжает обзор школьных учебников по истории бывших советских республик и внедряемых их властями взглядов на общее с Россией прошлое. В предыдущих частях цикла "Одна на всех?" мы рассмотрели то, как трактуются события Великой Отечественной войны и советского периода в прибалтийских республиках, странах Закавказья, на Украине и в Белоруссии, Узбекистане и Туркмении. Сегодня в центре нашего внимания еще два государства Центральной Азии – Казахстан и Киргизия, которые в отличие от соседей по региону входят во все интеграционные объединения на постсоветском пространстве вместе с Россией, за исключением Союзного государства. На этом основании Нурсултан и Бишкек считаются ближайшими союзниками Москвы, что, впрочем, не мешает им формировать у подрастающего поколения собственные представления об истории их пребывания в составе СССР и участии казахов и киргизов в битве с нацизмом, которые далеко не во всем совпадают с теми, что приняты в России…       

Интерпретация Великой Отечественной войны и советского периода в Казахстане и Киргизии весьма противоречива. С одной стороны, и те, и другие стремятся подчеркнуть свой особый вклад в Победу, рассказывая в учебниках и о подвиге тыла, и о героических деяниях представителей титульных этносов на фронтах. Да и 9 Мая в этих республиках до сих пор имеет статус государственного праздника и выходного дня. Но при этом те же учебники всячески пинают единство с Россией — как имперское, та и советское.

Так, в Киргизии школьникам очень подробно рассказывают о восстании в Семиречье 1916 года, которое также известно как "Чон Уркун" ("Большой исход").

В годы Первой мировой войны власти Российской империи попытались привлечь мужское население Туркестана на строительные работы в тылу. В ответ на указ Николая II о "реквизиции инородцев" началось мощное восстание, эпицентр которого находился на территории современной Киргизии.

Повстанцы под ноль уничтожали русские поселения, нещадно вырезая там всех от мала до велика. На подавление мятежа правительство бросило войска и казачьи отряды, которые также не церемонились с восставшими и их семьями. Спасаясь от карателей, десятки тысяч киргизов были вынуждены бежать в китайский Синьцзян.

Несмотря на то, что туземцы первыми начали проливать кровь, а жертвы среди мирных жителей были с обеих сторон, современные киргизские историки однозначно трактуют эти события как "геноцид киргизского народа Российской империей".

Установление советской власти в Киргизии также оценивается в учебниках в негативном свете: "За всю свою трехтысячелетнюю историю кыргызский народ не был в таком жалком состоянии, как при продолжателях дела царского империализма – красных милитаристах".

При советской власти страна, как отмечают авторы учебников, якобы превратилась в жалкий придаток России, где "уровень социального развития и социального обеспечения был намного ниже, чем у большинства европейских союзных республик". Правда, тут же уточняется, что в этот период Киргизия всё же сумела многого достичь: "благодаря стараниям трудолюбивого киргизского народа были построены города и школы, достигнуты успехи в науке и искусстве".

К этим достижениям относится и "беспримерное мужество" киргизов на полях сражений Великой Отечественной. Вот характерный отрывок из школьного учебника:

"В боях участвовало более 360 тыс. кыргызстанцев. И воевали они достойно… При обороне Москвы насмерть стояла 316-я стрелковая дивизия, сформированная в Кыргызстане. Командовал дивизией бывший военком республики генерал-майор И.В. Панфилов. Дивизия навечно вошла в историю как Панфиловская. Примеров героизма кыргызстанцев немало… Наши земляки-кыргызстанцы на фронте не щадили врага, не жалели ради победы собственной жизни, вступая в смертельные схватки с превосходящими его силами, закрывали своим телом амбразуру пулеметов (Чолпонбай Тулебердиев), бросались с гранатами под танки (Дуйшенкул Шопоков), горели в истребителях и штурмовиках (Талгат Бегельдинов), подбивали немецкие танки и бронемашины (Даир Асанов)".

Вы обратили внимание на явное противоречие – зверское угнетение со стороны России/СССР и… беспримерное, вполне реальное мужество и героизм солдат-уроженцев Киргизии, которые, если верить логике учебника, не щадя своих жизней, храбро воевали за своих поработителей? Впрочем, авторов учебников и пособий эта нестыковка явно не заботит.

Примерно то же самое можно сказать и о соседнем Казахстане, где в отличие от остальных республик Центральной Азии все еще живет достаточно много русских. Впрочем, судя по возросшей русофобской активности тамошних националистов, такое положение будет сохраняться недолго.

В Казахстане, как и в Киргизии, до сих в обиходе термин Великая Отечественная (а не просто Вторая мировая) война, на днях фактически запрещенный на Украине.

Здесь ещё даже больше чем южные соседи почитают память героев-земляков, из которых в годы борьбы с нацистами было сформировано 19 стрелковых дивизий и бригад, 4 национальные кавдивизии, около 50 полков и отдельных батальонов.

Каждый школьник степной республики знает имена комбата 316-й Панфиловской дивизии (ее казахи также считают своей) Бауыржана Момышулы, старшего сержанта Султана Баймагамбетова, летом 1943-го повторившего подвиг Александра Матросова в боях на Синявинских высотах, летчика-штурмовика Нуркена Абдирова, в декабре 1942-го направившего свой горящий самолет в колонну вражеских танков, бесстрашной пулеметчицы Маншук Маметовой, в своем последнем бою под Невелем в одиночку уничтожившей 70 гитлеровцев, снайпера Алии Молдагуловой, застрелившей свыше 90 немецких солдат и погибшей в рукопашной схватке, а также многих и многих других героев.

Ученикам на уроках также подробно рассказывают о напряжённом и самоотверженном труде их предков в тылу, гостеприимстве казахского народа, который оказал тёплый приём десяткам тысяч беженцев с оккупированных немцами территорий.

А параллельно дети узнают, что присоединение Казахстана к России происходило…  посредством агрессивного завоевания казахских земель!

Ничего хорошего якобы не принесла казахам и советская власть – по мысли авторов учебника, вхождение страны в состав Советского Союза было насильственным и пресекло движение народов Туркестана к независимости, а в 1930-ые Сталин развернул в республике массовые репрессии, которые "смело можно считать геноцидом казахского народа". Мол, именно по этой причине обезлюдили казахские степи, куда имперские власти стали свозить инородцев, в первую очередь русских:

"Многонациональный состав населения Казахстана сформировался в результате колониальной политики. Переселение представителей других национальностей в Казахстан началось в период царской власти и продолжалось в советское время".

Да и вообще советский народ, по мнению казахских историков, был мифом:

"В СССР считалось, что появилась новая общность людей - советский народ. О том, что этот тезис не имеет ничего общего с действительностью, говорит тот факт, что на его территории постоянно вспыхивали межнациональные конфликты... К декабрю 1991 года Казахстан уже стоял на пути перехода от советской системы к политическому устройству, основанному на приоритете демократических, человеческих ценностей".

Словом, как и в Киргизии, местные "учёные" так и не удосужились ответить на закономерный вопрос, что же так упорно защищали казахи, солдаты Великой Отечественной войны, и почему они так отчаянно сражались за интересы всячески угнетавшей их советской империи?

В следующей статье цикла "Одна на всех?" мы расскажем о том, как интерпретируют свое советское прошлое и Великую Отечественную войну в Таджикистане.

См. также: