Китайские инвестиции в Северный морской путь и развитие речного судоходства Сибири как альтернатива торгу с ЕС по "Северному потоку - 2"

Российско-китайский проект "Ледовый шелковый путь" может объединить два глобальных инфраструктурных проекта - "Севморпуть" и "Один пояс - один путь". Китай предлагает России развивать речные пути для выхода к Северному ледовитому океану. Совместное освоение позволит странам нарастить торговый и финансовый потенциал, а также будет способствовать развитию различного бизнеса, в том числе малого. Проект выглядит весьма привлекательным на фоне сопротивления некоторых европейских стран продвижению "Северного потока - 2".

Россия совместно с Китаем подошли к практическому обсуждению глобального инфраструктурного проекта "Ледовый шелковый путь". Об этом заявили представители Внешэкономбанка в рамках международной конференции "Освоение шельфа России и СНГ - 2019" (Petroleum Offshore of Russia), прошедшей в Москве.

Делегатами конференции стали представители руководства российских и корпораций (Газпром, Лукойл, РосАтом, Росгеология, Внешэкономбанк, Морнефтегазпроект, Мурманшельф, Вертолёты России и др.), а также зарубежных аудиторских (Deloitte, член мировой "Большой четверки") и консалтинговых центров (норвежская Rystad Energy и др.).

Идея проекта поднималась на разных уровнях российско-китайских отношений с 2014 года. Но теперь стороны нащупали практические ходы воплощения ее в жизнь.

Для продвижения к цели китайцы предлагают несколько инициатив по развитию речных водных путей. Одна из них - "Волга- Янцзы". Этот проект позволит подняться с юга на север, используя крупные реки и дойти до побережья Ледового океана. Для этого Китай готов вложится в создание грузового транспорта "река-море", а также перегрузочной и ремонтной инфраструктуры.

По сути китайцы видят Севморпуть частью проекта "Один пояс - один путь", который уже объединил свыше сотни стран.

По мнению экспертов нефтегазового рынка, проект потребует весьма существенных финансовых влияний и длительной временной перспективы. Проект без сомнения является привлекательным, он может открыть для российских нефтегазовых ресурсов путь на Восток. Что станет весьма перспективным, учитывая сложности, которые встречает реализация проекта "Северный поток-2", где до сих пор Дания затягивает процесс, несмотря даже на уговоры немецкой стороны.

Уже сейчас объем товарной торговли между Китаем и странами вдоль "Одного пояса - одного пути" превысил 6 трлн долларов. А грузопоток по Севморпути к 2024 году превысит 80 млн тонн в год. Среди грузов: СПГ, уголь, нефть, редкоземельные руды.