Китайские инвестиции в Северный морской путь и развитие речного судоходства Сибири как альтернатива торгу с ЕС по «Северному потоку - 2»

Российско-китайский проект «Ледовый шелковый путь» может объединить два глобальных инфраструктурных проекта - «Севморпуть» и «Один пояс - один путь». Китай предлагает России развивать речные пути для выхода к Северному ледовитому океану. Совместное освоение позволит странам нарастить торговый и финансовый потенциал, а также будет способствовать развитию различного бизнеса, в том числе малого.
Проект выглядит весьма привлекательным на фоне сопротивления некоторых европейских стран продвижению «Северного потока - 2».

Россия совместно с Китаем подошли к практическому обсуждению глобального инфраструктурного проекта «Ледовый шелковый путь». Об этом заявили представители Внешэкономбанка в рамках международной конференции «Освоение шельфа России и СНГ - 2019» (Petroleum Offshore of Russia), прошедшей в Москве.
Делегатами конференции стали представители руководства российских и корпораций (Газпром, Лукойл, РосАтом, Росгеология, Внешэкономбанк, Морнефтегазпроект, Мурманшельф, Вертолёты России и др.), а также зарубежных аудиторских (Deloitte, член мировой «Большой четверки») и консалтинговых центров (норвежская Rystad Energy и др.).
Идея проекта поднималась на разных уровнях российско-китайских отношений с 2014 года. Но теперь стороны нащупали практические ходы воплощения ее в жизнь.
Для продвижения к цели китайцы предлагают несколько инициатив по развитию речных водных путей. Одна из них - «Волга- Янцзы». Этот проект позволит подняться с юга на север, используя крупные реки и дойти до побережья Ледового океана. Для этого Китай готов вложится в создание грузового транспорта «река-море», а также перегрузочной и ремонтной инфраструктуры.
По сути китайцы видят Севморпуть частью проекта «Один пояс - один путь», который уже объединил свыше сотни стран.
По мнению экспертов нефтегазового рынка, проект потребует весьма существенных финансовых влияний и длительной временной перспективы. Проект без сомнения является привлекательным, он может открыть для российских нефтегазовых ресурсов путь на Восток. Что станет весьма перспективным, учитывая сложности, которые встречает реализация проекта «Северный поток-2», где до сих пор Дания затягивает процесс, несмотря даже на уговоры немецкой стороны.
Уже сейчас объем товарной торговли между Китаем и странами вдоль «Одного пояса - одного пути» превысил 6 трлн долларов. А грузопоток по Севморпути к 2024 году превысит 80 млн тонн в год. Среди грузов: СПГ, уголь, нефть, редкоземельные руды.