Поставив иностранных акционеров перед выбором между сохранением прибыли и реальным уходом с отечественного рынка, Москва доказала неэффективность антироссийских санкций, заодно закрыв еще один гештальт ельцинской эпохи

30 июня президент Путин подписал указ № 416, предписывающий правительству создать новое российское юрлицо, которое будет выступать оператором нефтегазового проекта "Сахалин-2" вместо международного совместного предприятия Sakhalin Energy. Оно будет ликвидировано, а его имущество переходит в собственность России, т.е. национализируется. При этом иностранцев из крайне выгодного проекта, обеспечивающего 3,6% мирового рынка сжиженного природного газа, никто не выгоняет: ныне участвующим в его реализации британско-голландской Shell (27,5% минус акция), японским Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%) предлагается в течение месяца определиться, согласны ли они принять такие же доли в новой, уже чисто российской компании. Ранее наши власти уже приняли решение о том, что лицензии на пользование российскими недрами должны выдаваться только отечественным юрлицам. Ставший его логическим продолжением нынешний указ по "Сахалину-2" знаменует собой окончание затянувшегося на десятилетия периода, когда иностранцы, пользуясь кабальными для России соглашениями о разделе продукции (СРП), фактически грабили нашу страну, получая львиную долю добываемых на российской территории энергоресурсов в обмен на обещания "потенциальных инвестиций" и выполнение обязательств по возмещению экологического ущерба, которые просто игнорировались.         

Появление президентского указа № 416 непосредственно связано с реакцией западного бизнеса на спецоперацию на Украине. Сложилась парадоксальная ситуация, когда иностранные компании громогласно объявляли об уходе из России, закрывая часть своих предприятий и выгоняя на улицу российский персонал, но при этом оставаясь участниками крайне выгодных для них совместных проектов, в первую очередь в области энергетики.

Оно и понятно. Одно дело – наказать русских за "агрессию", когда твоим интересам ничто не угрожает, и совсем другое – добровольно отказаться от огромных прибылей, которые сегодня в условиях галопирующего роста цен на энергоносители приносит добыча фактически чужих нефти и газа.    

Одним из таких "хитрецов" стал британско-голландский нефтегазовый концерн Shell, еще в марте громко провозгласивший, что откажется от всех своих активов в "стране-агрессоре". В мае компания продала "Лукойлу" сеть своих российских АЗС и завод смазочных материалов в Торжке. Но вот с долей в сверхприбыльном "Сахалине-2" великие бритты и их партнеры из Нидерландов расставаться не спешили, рассчитывая найти того, кто выкупит ее по "справедливой рыночной цене". Однако потенциальные покупатели на такие условия оказались не согласны, соглашаясь заплатить в разы меньше, чем хотел бы алчный Shell.

В текущих условиях торг мог идти бесконечно, и все это время концерн, представляющий два особо недружественных России государства, продолжал бы участвовать в проекте.

Президентский указ ставит точку в этой истории. Теперь у Shell есть всего месяц на то, чтобы решить, сохраняет ли он свою долю в новом операторе, что автоматически предполагает перерегистрацию в российской юрисдикции и дезавуирует громкие заявления об уходе с нашего рынка, либо отказывается от нее, проявляя принципиальность. Первый сюжет означает колоссальные имиджевые издержки не столько для концерна, сколько для организаторов антироссийской санкционной кампании. Второй – огромные убытки и утрату перспективы когда-нибудь вновь добраться до российских недр. Но определятся всё равно придется – таймер обратного отсчета уже запущен.

У японцев ситуация проще. Mitsui и Mitsubishi не заявляли об уходе с российского рынка, и хотя Токио ввел огромное множество разнообразных антироссийских рестрикций, на поставки СПГ с "Сахалина-2", закрывающие 8% потребностей экономики островного государства, они не распространяются. Более того, японские власти были вынуждены несколько раз публично заявить о важности этого проекта для энергетической безопасности страны.

Скорее всего, Mitsui и Mitsubishi на наши условия согласятся и, наплевав на самурайскую гордость и "солидарность с народом Украины", пройдут перерегистрацию. Как потом Токио будет объясняться с Лондоном и Брюсселем, и кто кого будет считать "предателем" – уже не наше дело. Ну, а для всего мира эта история станет зримым доказательством того, как на самом деле "работают" антироссийские санкции.

Еще одним крайне значимым моментом является то, что передача "Сахалина-2", где до 2007 года всем распоряжались одни иностранцы, под национальное управление хоронит еще один рудимент ельцинской эпохи в виде СРП.

Эта схему, предполагавшую почти ничем не ограниченный доступ к российским сырьевым ресурсам западного бизнеса, с пеной у рта отстаивали отечественные либералы, умалчивая о том, сколь она не выгодна для России. По сути, СРП очень походила на меновую торговлю, которую европейские колонизаторы вели в Африке, Америке, Азии, когда в плату за реальные ценности аборигены получали стеклянные бусы – красивые, но дешевые и бесполезные. Применительно к СРП роль этих бус выполняли обещания инвестиций в экономику региона, выполнения соцобязательств перед туземными работниками, принятия мер по устранению ущерба для экологии и т.п. На практике максимум на что тратились "белые сахибы" – это откаты местным и федеральным чиновникам, закрывавшим глаза на то, как они "выполняют" свои обязательства.

И в этом, как ни крути, состоит еще один плюс для России от принятого решения в отношении выпестованного Западом милитаристского русофобского квази-государственного образования на Украине.