Очередная неумная инициатива транспортного ведомства не решит проблемы с безопасностью аэропортов, а создаст новые и вызовет раздражение общества. Чиновникам заняться больше нечем?

Совсем недавно мы рассказывали о том, как Минтранс возжелал заставить наших граждан предоставлять явно избыточные личные сведения, вплоть до данных учетных записей и IP-адресов, при покупке билетов даже на междугородние автобусы. Не успел схлынуть вал негативных комментариев по той инициативе, как неутомимые в чиновничьем рвении сотрудники ведомства "порадовали" страну новой, еще более обескураживающей. Если упрощенно, то Минтранс хочет чуть ли не прописать в аэропортах на постоянной основе подразделения Росгвардии, а самое главное – запретить проход в здания аэровокзалов встречающих и провожающих. Если кто-то решил, что это первоапрельская шутка, он ошибается – соответствующий проект был опубликован задолго до дня дурака. Цель у него вроде бы благая – "усилить меры защиты от актов незаконного вмешательства" в работу инфраструктуры воздушного транспорта, что кажется весьма актуальным в условиях возросших террористических угроз со стороны шумерской дэржавы. Но даже при поверхностном взгляде создается ощущение, что предлагаемые меры никак этому способствовать не будут, а вот вред от них явно перевесит немногочисленные плюсы…

Начнем с того, что, помимо штатных полицейских, чиновникам Минтранса хотелось бы видеть в каждом аэропорту подразделения Росгвардии и вневедомственной охраны. Кроме того, в документе оговариваются схемы "размещения временных ограждений в зоне транспортной безопасности" воздушных гаваней, а также "инженерно-технических средств охраны, таких, как инженерные заграждения, системы сигнализации, системы охранного освещения, система оперативной связи, которые следует применить при введении различных уровней угроз безопасности".

Освещение, сигнализация, связь – это понятно. А что такое "инженерные заграждения"? На подъезде к аэропорту Минтранс противотанковые ежи и колючую проволоку намеревается установить? Так все эти чудеса надо использовать не у дверей терминалов, а на госгранице, через которую сегодня, как через проходной двор к нам даже не проникают, а валом валят нанятые через "телегу" террористы.

Так и хочется спросить чиновников Минтранса, вы хотите успокоить людей присутствием в аэропортах вооруженных росгвардейцев? Но такого рода соседство работает как раз наоборот. В мирное время суровый воин с автоматом на фоне пассажиров вызывает улыбку, а в военное – панику. Неужели не понятно, что главное предназначение Росгвардии – усмирение бунтов в колониях и пресечение уличных беспорядков. Система антитеррористических мероприятий в аэропорту – это другое. Понятно, что, случись какая заварушка в районе аэрокомплекса, без росгвардейцев не обойтись. Но они могут быть усилением, подмогой, но никак не главной действующей силой, противостоящей террористам.

А как относиться к предложению Минтранса "в случаях, предусмотренных планом обеспечения безопасности, дополнить пункт 36 подпунктом 6 следующего содержания: "не допускать физических лиц на территорию объекта транспортной инфраструктуры без проездных, перевозочных документов, постоянных, разовых пропусков". В переводе с канцелярита на русский это означает, что провожающие и встречающие теперь должны будут толпиться у дверей терминалов (представляя, к слову, замечательную мишень для террористов), а тем, кто работает в в магазинчиках, кафе, аптеках аэропорта, надо будет оформить специальный пропуск "‎на основании электронных обращений, подписанных усиленной электронной подписью, и (или) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных лиц подразделений вневедомственной охраны Росгвардии, удостоверенных печатью (при наличии)".

А как быть с инвалидами, пожилыми людьми, детьми, наконец, которых иногда необходимо проводить непосредственно до места в самолете, или встретить?

Попутно не худо бы спросить: а кто работает в аэропортах уборщиками, полотерами, грузчиками и т.д.? Не те ли "ценные специалисты" из бывших "братских" республик, которые без всяких постановлений и прочих умствований Минтранса имеют свободный проход в воздушную гавань, в её потаенные уголки. Так, может, к эту публике стоит присмотреться получше, а не к тем, кто встречает жён и детей? Да, если злодей захочет проникнуть в здание аэропорта, то уж на билет он денег как-нибудь наскребет. Зачем огород городить?

В беседах с журналистами чиновники Минтранса ссылаются на опыт Индии, где провожающих и встречающих в здание аэропорта, дескать, не пускают. Но думается, разработчиков проекта больше привлекает другая грань индийского опыта – в аэропорту Нью-Дели, например, вы можете запросто купить "входной билет". Цена вопроса всего-то 100 рупий (это 111 рублей) – копейки! Так, может быть, предприимчивые чиновники уже прокалькулировали схемку? С учётом людского потока ведь сумасшедшие деньги получаются!

Но если без шуток, то почему бы минтрансовцам, озабоченным противодействием терроризму, не обратить свое драгоценное внимание на практику израильских аэропортов, которые находятся в куда большей зоне риска, но почему-то не додумались до такой глупости, как создание пробки из провожающих и встречающих у входа в терминалы. В Израиле каждый человек, только приближающийся к аэропорту, уже изучается службой безопасности. И встречает его на дальних, кстати, подступах, и, по сути, сопровождает до самолета – не детина с автоматом, а отлично подготовленный агент. Он, помимо прочего, опытный психолог, уверенно владеет приемами единоборств, отменно экипирован техническими средствами.

И таких агентов, работающих в зоне аэропорта, несколько достаточно крупных групп. Одни просматривают подъезжающие машины, фиксируют поведение находящихся в них людей. Если надо – мигом "пробивают" номера авто и данные по владельцу.

Другие грамотно расставлены у входа в терминал – это вооруженная охрана, которая демонстративно "фильтрует" прибывших, и, если кто вызвал подозрения – отводит взгляд, начинает суетиться, нервничать, потеть, краснеть – приглашают для "углубленной беседы". Кстати, если речь идет о московских аэропортах, то вполне разумно сотрудникам служб безопасности просеивать вагоны аэроэкспрессов в пути следования – это ли не дальние подступы?

Третья группа агентов методично барражирует по залам аэропорта, всматриваясь в лица пассажиров, а также встревающих-провожающих. Задача: выявить на лицах характерные признаки беспокойства, а в поведении – нервные реакции и соответствующие эмоции.

На регистрационных стойках тоже не только чемоданы взвешивают. Здесь смотрят на пассажиров в упор очень внимательно, не стесняясь расспрашивать о вроде бы мелочах, но на деле внимательно контролируя реакцию человека.

Одним словом, всё делается для того, чтобы выявить у прибывающих в аэропорт отклонения в поведении, которые оценивают с помощью специальных методик, разработанных психологами антитеррора.

Такого рода приемы успешно работают. И у нас придумать и освоить нечто подобное вполне возможно. Но ведь это надо голову поломать, что-то реально сделать, чтобы создать эффективную многоуровневую систему мер, обеспечивающих реальную безопасность того же аэропорта или другого транспортного объекта. Но, как видим, гораздо проще использовать дубовый прием "не пущать". Да еще для полноты картины нагнать росгвардейцев, окутать терминал спиралью Бруно, а потом удивляться, что от таких методов становится нехорошо добропорядочным гражданам и смешно настоящим террористам.

Понятно, что подобные не самые умные новации вызывают раздражение в обществе. И наши люди, сталкиваясь с ними, свои претензии адресуют не чиновникам Минтранса, не министру Савельеву, а напрямую Президенту. И если ведомство ставило перед собой задачу разозлить народ, то в этом оно рискует весьма преуспеть.