Суббота, января 19, 2019

Похвальное слово гонке вооружений

Президентское послание, с которым Путин выступил перед Федеральным Собранием, преподнесло несколько неожиданную сенсацию – техническую. Известие о том, что Россия «довела до ума» и готова поставить на вооружение ракеты с ядерными двигателями, и в самом деле вызвало шок среди диванных экспертов.
Разорённая санкциями «страна-бензоколонка», ага… Однако всё ещё интереснее. «Ракеты Путина» не только возвращают Россию в число великих держав, с которыми надо считаться, но могут обеспечить рывок вперёд для всей мировой космонавтики.

Но начнём все-таки с признания невесёлой ситуации. Мечты о пилотируемых полетах на Марс и прочие планеты (которых так много было в 1970-х после американских экспедиций на Луну) так мечтами и остались. Человечество пока остаётся в пределах самого ближнего (ближайшего) космоса, - по причинам вполне объективным, имеющим природу чисто технологическую.
Суть в том, что все нынешние космические летательные аппараты являются «химическими», то есть основаны на использовании энергии, получаемой при сгорании самых разных соединений в кислороде. Этой энергии хватает для того, чтобы выводить объекты на околоземную орбиту или даже запускать исследовательские  аппараты весом в несколько сот килограммов к дальним планетам, но её категорически не хватает даже для  экспедиции на Марс.
Почему? А потому, что, во-первых, для такой экспедиции потребуются корабли массой в сотни тонн (сам экипаж, запасы воды, воздуха и пищи, плюс системы жизнеобеспечения), а во-вторых, для такого полёта потребуется тащить с собой ещё и огромную массу топлива и окислителя-кислорода на обратный путь. То есть, такая экспедиция будет крайне дорогостоящей и практически ничего, кроме увеличения государственного престижа не сулящей. Дороговато получается...
На нынешних «химических» двигателях человечеству до Марса не добраться; да и на Луну оказалось летать накладно.
И что же делать? Логично было бы ожидать появления каких-то принципиально новых типов двигателей, но… увы. Ни для кого не секрет, что космонавтика 1960-1970 годов была в значительной мере «побочным продуктом» гонки вооружений. Военным нужны были баллистические ракеты, способные «таскать» ядерные заряды, и ради этого сверхдержавы не жалели средств, часть из которых тратилась и на особо престижные испытания ракетоносителей.
Но «холодная война» в 1980-х закончилась… и началась снова уже в 2010-х нового века, когда военным потребовались ракеты, способные не просто летать по баллистическим траекториям, но и совершать при этом замысловатые манёвры, способные сбить с толку системы ПРО.
И тогда военным пришлось вспомнить про те самые «новые типы двигателей», которые на самом деле не такие уж и новые.
Еще в 1950-х годах возникли первые проекты использования в ракетных двигателях ядерных реакторов. А что? Чтобы ракета летела, газ должен нагреваться и расширяться, а уж за счет чего – химических реакций горения или просто нагрева – не суть важно. Вот и можно попробовать…
И попробовали. И не раз. Американские ядерные двигатели «Киви» и «Феб» испытывались в 1958-1967 годах и показывали неплохие результаты по мощности (5 гигаватт), длительности работы (450 секунд), тяге (118 тонн) и удельному импульсу…
Но, в конце концов, американцы от них отказались. Конструкции получались слишком громоздкими (7 метров в длину, 3 метра в диаметре, вес 178 тонн) и опасными в эксплуатации; полученная струя газов очень сильно «фонила» радиоактивными элементами.  
Но те проблемы, с которыми не смогли справиться американцы, были решены советским и российскими инженерами. Советский ядерный ракетный двигатель РД-0410 был гораздо скромнее по мощности (около 200 мегаватт), но зато и весил всего около двух тонн и мог поместиться в обычной «хрущёвке», где от пола до потолка 220 сантиметров. Он мог работать на полной тяге аж 4000 секунд, и при этом не давал никаких выбросов радиации.
Прибор был перспективный, но тут навалилась горбачевская перестройка, и о ядерных двигателях забыли (так же, как и о советских шаттлах-«буранах»). И долго бы ещё не вспомнили, если бы не… Ну, да ладно, не будем о грустном... Тем более, что технологии всё это время на месте тоже не стояли, и характеристики советского  РД-0410 за тридцать лет улучшились.
Теперь о весёлом. А именно о тех «несуразностях» в речи Путина, которые не преминули заметить «диванные эксперты». Речь идёт о заявленной скорости в 20 махов и «возможности неограниченно долгого полета».
20 махов (то есть скоростей звука) – это уже вторая космическая скорость. На такой скорости можно смело на Луну лететь, но вот в атмосфере (даже в самых верхних слоях), увы, сгоришь. Ну, и про «неограниченно долгий полёт» тоже странно. Пусть даже ядерный реактор может вырабатывать тепло очень долго, но как быть с запасами «рабочего газа», который создает реактивный импульс? Уж они-то точно бесконечными быть не могут…
Ан- нет. Могут. Если только имеется какая-никакая атмосфера.
В этом случае корабль с ядерным двигателем может затормозить до относительно малой скорости и «нырнуть» в верхние слои атмосферы, где разреженный газ сам собой наполнит резервуары для «рабочего тела». А потом двигатели включаются на полную тягу и ракетоплан снова выходит на высокую орбиту…
И, - что самое главное, - химический состав «рабочего газа» принципиального значения иметь не будет. Если есть у планеты хоть какая-то атмосфера, то ею можно воспользоваться как «топливом» для обратного пути. Это уже убирает половину проблем, связанных с межпланетными перелётами.
То есть на Марс лететь можно. Да и на Венеру тоже. Или даже на Титан.
Вот такой получается побочный результат у нового витка гонки вооружений.




Новости дня

В России создают атомную подводную лодку-ледокол

Конструкторское бюро «Малахит» (разработчик атомных подводных лодок) представило Военно-морскому флоту России проект субмарины, способной плавать во льдах.
Благодаря особой форме корпуса, подводная лодка будет способна проходить льды толщиной более одного метра в надводном положении. Совсем недавно такая задача считалась технически нерешеаемой.

Подробнее...
Герман Греф заявил, что России не нужны инженеры

Как сообщило информационное агентство «Катюша», на одиозном «Гайдаровском форуме» глава Сбербанка Герман Греф призвал «перетряхнуть вузы, так как стране не нужно столько инженеров». По его мнению, в России «развелось слишком много людей с ненужными профессиями», которых готовят ненужные институты и университеты. Причина простая и ясная: эти вузы - государственные.

Подробнее...
«КамАЗ» опять выиграл ралли «Дакар»; вопреки организаторам

Российский экипаж Эдуарда Николаева из команды «КамАЗ-Мастер» первенствовал в классе грузовиков на завершившемся в Перу ралли-марафоне «Дакар-2019». Обладателем «серебра» стал экипаж Дмитрия Сотникова, также представляющий «Синюю армаду». Многолетний конкурент наших голландец Жерар де Рой на «Iveco» довольствовался «бронзой».

Подробнее...
Российский суд передал антифашистку Елену Бойко в руки СБУ

Украинская журналистка Елена Бойко, выдворенная из России на Украину, была сразу же арестована СБУ за «пропаганду и распространение в интернете материалов антиукраинского характера», а также «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины».

Подробнее...

Заметки народного политолога

Фанарская ярмарка перед Рождеством

Давным-давно Николай Васильевич Гоголь рассказывал читателям «Сорочинской ярмарки» про чёрта, который проворовался и, чтобы поправить свои финансовые дела, продал хохлам красную свитку.
Ныне и канун Рождества тот же, и черти куролесят по-прежнему.
Бывший президент хутора Ющенко ковыряет подсвечником в носу, недо-бывший президент хутора Порошенко неистово крутит чётки от комплекта кагора «Монастырский», - видимо, в надежде, что ещё не вся бутылка опустела…

Подробнее...
Яндекс.Метрика