Приоритеты в приграничном сотрудничестве как части региональной политики РФ: обеспечение нацбезопасности или экономический рост приграничных регионов? О плюсах и минусах Стратегии пространственного развития России

С момента распада СССР на федеральном уровне приграничное сотрудничество перестало рассматриваться в качестве элемента региональной политики. Его ключевой целью сегодня является обеспечение национальной безопасности, а не обеспечение экономического роста самих приграничных регионов. Оценка качества российской федеральной политики поддержки данных регионов в части ее проработанности и направленности на решение актуальных проблем, в том числе по сравнению с европейскими странами, позволяет сделать вывод о том, что власти требуется обеспечить координацию различных направлений федеральной социально-экономической политики в отношении приграничных регионов, усилить внимание к проработке вопросов внешнеэкономических связей таких субъектов РФ, в том числе в ходе реализации Стратегии пространственного развития России…

Основной особенностью европейского опыта включения/исключения приграничных регионов в региональную политику в качестве ее самостоятельных объектов является осознание необходимости специальной поддержки приграничных регионов, среди которых есть большое число отсталых, но при этом довольно позднее внедрение инструментов, нацеленных на использование контактной функции государственных границ – фактически для развития внешних связей стран ЕС в рамках построения общего рынка.

При этом в 1990-е годы основной акцент делался на финансирование инфраструктурных проектов, тогда как сегодня внимание уделяется самым разным инициативам, например, в сфере экологии. Расширение Евросоюза на восток и открытость для участия территорий третьих стран в проектах, финансируемых программой "Интеррег" в рамках наднациональной региональной политики ЕС, позволили активизировать и российское участие в приграничном европейском сотрудничестве, хотя в последние годы оно реализуется институционально исключительно за российский счет и в российских же регионах.

В современной России роль приграничных регионов в федеральной региональной политике во многом является отражением общих государственных проблем, включая нестабильность как распределения полномочий между министерствами в сфере госрегулирования территориального развития, так и самих подходов к подобному регулированию, а также отсутствие прозрачности и координации разных направлений федеральной социально-экономической политики в региональном разрезе, выбор в качестве объектов региональной политики преимущественно субъектов федерации, а не муниципальных образований и т.п...

Так, в период существования в 2004-2014 годах Минрегиона РФ приграничное сотрудничество входило в сферу ведения этого ведомства и тем самым хотя бы формально могло рассматриваться как часть региональной политики. С ликвидацией Минрегиона вопросы регионального развития и приграничного сотрудничества перешли в ведение Минэкономразвития России, однако являются совершенно разными направлениями деятельности министерства. На наш взгляд, необходима гораздо более тесная координация и взаимная увязка вопросов регионального развития и приграничного сотрудничества. Это может способствовать и собственно развитию приграничных регионов, и постепенному становлению системы мониторинга и координации региональных аспектов разных направлений федеральной политики.

Существенная особенность российской федеральной политики в отношении приграничных регионов – регулирование их социально-экономического развития исходя не столько из соображений экономической целесообразности, сколько из обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности. Это формирует основу для повышенной федеральной поддержки приграничных территорий, однако несет в себе риски недоиспользования потенциала развития внешнеэкономических связей. В частности, в Стратегии пространственного развития России аспект встраивания российских регионов в глобальную экономику отдельно не рассматривается. Очевидно, что при реформировании законодательных норм требуется устранить этот недостаток.

Вместе с тем, важно отметить тот факт, что в Стратегии пространственного развития приграничным регионам уделено повышенное внимание в сравнении с предшествующими аналогичными документами. В частности, именно в данной Стратегии появился специальный тип регионов – "приграничные геостратегические территории Российской Федерации". Об усилении внимания Центра к приграничным регионам свидетельствует и повышение их доли в общем объеме федеральных инвестиций в основной капитал с 2015 года, достижение максимального значения этого показателя в 2018 году за весь период с начала 2005 года.

При этом, является ли наметившийся в 2015-2018 годах тренд по возрастанию роли приграничных регионов в федеральных инвестициях долгосрочным – вопрос до сих пор открытый. Возможно, это связано преимущественно с вхождением Крыма в состав России. Однако, можно сделать очевидный несколько озадачивающий вывод: представленные статистические данные показывают, что распределение средств федерального бюджета по территории страны складывается зачастую в результате не продуманной политики централизованного регулирования регионального развития, а лишь отдельно взятых решений. В этой связи становиться очевидным, что Правительству требуется обеспечить координацию различных направлений федеральной социально-экономической политики в отношении приграничных регионов, а также усилить внимание к проработке вопросов внешнеэкономических связей приграничных регионов, в том числе в рамках реализации Стратегии пространственного развития…

Справочно:
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №207-р. Цель Стратегии – обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития России, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности.