Рыба ищет, где глубже, а человек – где больше платят

История не узнала бы о многих подвигах и выдающихся достижениях, если бы человек был прост и искал лишь выгоды. Она, например, не знала бы и о трёхстах спартанцах, сумевших сдержать персов в битве при Фермопилах. А ведь сколько раз греческие полководцы предпринимали попытки переманить к себе молодых спартанских воинов, суля им "золотые горы" и более легкую жизнь в процветающей демократической Греции… История вообще пошла бы по другому пути. Ещё в те времена, когда государства мерялись лишь силами своих армий, правители не столько перенимали друг у друга более передовой военный опыт, сколько  переманивали инородных полководцев, солдат, оружейников. Во все века правители понимали, что не системы, не теории, а их живые исполнители – кадры – решают всё.

Теперь идут стенка на стенку не шеренги солдат, а сталкиваются высокими лбами ученые и конструкторы и их смена – юные "ботаники".

"Что-то опять русские школьники стали часто побеждать на международных олимпиадах", озабоченно написала недавно "The New York Times".

Однако чтобы выиграть битву умов, самым продуктивным было бы сначала выиграть битву за умы. Тактика таких боёв отработана ещё в конце прошлого века – от предложения стажировок или работы в офисах крупных компаний до офшорного  программирования. Это, последнее – для упрямых, которые менять место работы и уезжать куда-либо не собираются.  

Впрочем, что значит "не собираются"… Живо "соберём"! - рассуждают иностранные наниматели. Предложим для начала написать статью для какого-нибудь зарубежного издания. Опубликуем, перечислим гонорар на банковский счёт. Хорошая сумма! Как говорится, почувствуй, парень, разницу.

И парень "почувствует", прикинет, сравнит. И невольно задумается: а почему бы и нет? Поеду, поработаю, заработаю, вернусь…

Но тут есть одна тонкость. Иностранные "охотники за умами" не промышляют по части наших юристов, экономистов и психологов. Им своих девать некуда. Квалифицированных рабочих Запад научился выращивать из выходцев из стран "третьего мира". А вот за кем по-настоящему охотятся, так это за теми из молодых специалистов, кто так или иначе работает на "оборонку".  

Современная российская "оборонка" – это одна из немногих областей, в которой и вокруг которой концентрируется научный потенциал и куда поступает неплохое финансирование.

Возможно, придёт время, когда наши математики, астрономы, биологи снова  разойдутся по собственным, "исконным" научным областям; пока же их кормит "оборонка". А это такое место, ворота которого всегда запираются изнутри. Вышедших "погулять" назад не впускают.

Именно так – погуляю, заработаю и вернусь – рассуждал  замечательный парень, мой бывший ученик. Когда он учился в старших классах, я занималась с ним английским языком; потом он закончил университет, поработал год в одном из подмосковных НПО, взвыл от безденежья и уехал в США. Поработал ещё пять лет. Подработал, заработал. Приехал в отпуск домой, в Москву. Захотел повидать друзей, бывших коллег. Все собрались, болтали, делились впечатлениями…

- А что у нас там, всё по-прежнему? - спрашивал он.

- Да, всё по-прежнему! - отвечали ему.

- Я помню, - смеялся он, стоит анализатор спектра за три "лимона", а над ним голая лампа и штукатурка сыплется…

Он смеялся.

А потом пришёл ко мне с тоской в глазах. Сказал, что возвращаться в Штаты не хочется:

- Ведь что я там, в сущности, делаю? Я обслуга. Ну да, хорошо оплачиваемая обслуга: счёт, дом, две машины… Но к тому, с чем работают тут, дома, меня никогда не допустят. Там я чужой.

Что я могла ему ответить?  Что свой выбор каждый человек делает сам, порой раз и навсегда?

Да, выбор – вещь опасная… но ведь и заманчивая. Особенно в такое время, когда ещё ничего не ясно, заранее не предопределено.

Моё поколение взрослело в готовых, хорошо продуманных, отлаженных  и  жёстких структурах. Мы приходили в институты и научные лаборатории, работавшие подобно часовым механизмам, мы вливались в сплочённые коллективы. В этом были свои плюсы и свои минусы. Но иногда… нам становилось скучно.

Когда наша вечно экспериментирующая страна на время провалилась в хаос, в тот же хаос провалились и многие из нас. Другие успели выпрыгнуть и улететь подальше – в Австралию, в Штаты…

Но были и третьи. Они  продолжали "махать лапками".

Помните историю о двух мышах, которые упали в кувшин с молоком? Одна сдалась и утонула, а другая всё махала и махала лапками, - до тех пор, пока не взбила масло и не выбралась по нему из смертельной неволи.

Вот эти, третьи, и сумели сохранить для молодого поколения чрезвычайно важный и самый трудоемкий  элемент – фундаменты разрушенных и полуразрушенных структур.  Молодым есть, на чём строить. Есть, из чего выбирать.

Современная наука простит неудачи и ошибки; она не простит только страха перед ними. Лишь нащупывая собственные пути, создавая собственные структуры и заполняя их научным поиском и талантом, молодые сумеют перестроить наше торгующее внутренними органами государство на такое, которое перестанет в подобной торговле нуждаться.

Мир стремительно меняется, трансформируясь в единый организм. Но пока нельзя, будучи до конца честным, объявить себя "гражданином мира" и с лёгким сердцем улететь за океан. Пока мы все – граждане своей страны, её живая сила и кадры, которые и будут решать всё.