Москве предстоит найти вариант адекватного и эффективного ответа на очередной враждебный шаг Вашингтона, заручившись международной поддержкой     

Завершающаяся в Нью-Йорке в понедельник неделя высокого уровня 74-й сессии Генассамблеи ООН ознаменовалась скандалом, связанным с отказом госдепартамента США предоставить визы членам официальной делегации Российской Федерации. Инцидент стал очередным эпизодом дипломатической войны между Россией и США, начатой в декабре 2016 года после высылки 35 сотрудников российского посольства в Вашингтоне по решению Барака Обамы. Москва уже пообещала адекватно отреагировать на случившееся. Почему США пошли на обострение и без того натянутых двусторонних отношений и какие меры может принять Россия в ответ на очередной недружественный шаг со стороны американцев?

Неделя высокого уровня – самое интересное событие в течение проходящей с сентября по декабрь ежегодной сессии Генассамблеи ООН, к которому традиционно приковано внимание мировых СМИ. В эти дни в Нью-Йорк съезжаются первые лица государств-членов Организации, чтобы выступить с трибуны ООН и провести переговоры с коллегами. В этом году гостями Генассамблеи стали лидеры свыше ста стран.

На этом фоне инцидент с невыдачей виз членам российской делегации не мог остаться незамеченным и выглядел как вызывающий, демонстративный жест со стороны американцев. Среди "пострадавших" граждан РФ оказались не только переводчики и референты МИД (это можно было бы списать на некие технические проблемы), но и заметные фигуры российской политики – председатели комитетов по международным делам обеих палат Федерального Собрания Константин Косачев и Леонид Слуцкий, глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, а также руководитель секретариата МИД Сергей Бутин.  

Несмотря на высокий статус лиц, не получивших визы на сессию Генассамблеи ООН, в госдепартаменте США не стали объяснять причины своих действий, сославшись на то, что заявители поздно подали документы. Однако в российском внешнеполитическом ведомстве заверили, что все необходимые формальности были соблюдены в установленные сроки.

Чиновники аппарата ООН дистанцировались от ситуации и предложили обращаться за разъяснениями к американской стороне, тем самым подтвердив свою "плюшевую" репутацию в вопросах, касающихся страны-хозяйки.

По условиям соглашения 1947 года между ООН и США американские власти не должны создавать препятствий для посещения штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке официальными представителями стран-членов Организации, приглашенными ООН экспертами и получившими аккредитацию журналистами. Визы этим лицам должны оформляться "безвозмездно и в максимально короткие сроки". Заключая соглашение с ООН 72 года назад, США оговорили право в интересах национальной безопасности ограничивать места, разрешенные для посещения иностранными гражданами штаб-квартирой ООН, непосредственно прилегающей к ней территорией и районами, которые необходимо пересечь для транзита. Но отказать во въезде в США гостям главной международной организации планеты американские власти формально не могут.

Тем не менее, они это делали: в 2013 году на Генассамблею ООН не пустили некоторых членов делегации Венесуэлы, в 2018 году с подобной проблемой столкнулись кенийцы. Однако поступать так с представителями одного из постоянных членов Совбеза ООН в период, когда за ходом заседаний в Нью-Йорке с участием первых лиц внимательно следят все ведущие мировые СМИ, американцы до сих пор не решались. Теперь прецедент создан.       

Зачем США создали громкий скандал с российской делегацией, грубо поправ нормы международного права на глазах десятков мировых лидеров и сотен иностранных журналистов? По мнению экспертов, инцидент с россиянами является частью комплексной кампании по дискредитации президента Трампа, развернутой его политическими оппонентами в преддверии предстоящих в следующем году выборов.

Ни Трамп, ни госсекретарь Майк Помпео не были заранее осведомлены о том, что некоторым членам российской делегации не оформлены визы – это вопрос не их уровня. Операция с недопуском россиян на Генассамблею могла быть проведена клерками госдепа, занимающими свои посты со времен Обамы и симпатизирующими демократам. Цель акции – не допустить размораживания отношений с Россией, внеся в них дополнительную напряженность и возобновив дипломатическую войну между Москвой и Вашингтоном. Другим элементом этой же кампании стала информационная атака на Трампа по "украинскому кейсу", организованная на фоне Генассамблеи ООН при активном участии его возможного соперника на предстоящих выборах-2020, бывшего вице-президента Джозефа Байдена.

Удастся ли противникам Трампа достичь своих целей, станет известно в следующем ноябре (начатая демократами процедура импичмента обречена на провал), но одного побочного результата они уже добились. Превратив неделю высокого уровня Генассамблеи ООН в декорацию внутренних политических разборок, американцы продемонстрировали глубочайшее пренебрежение к этой международной организации. В США, считающих себя единственным центром принятия глобальных решений, считают ООН устаревшей структурой, которая не соответствует американским представлениям об идеальном мироустройстве. В то же время нарочитая демонстрация подобного отношения к ООН не способствует укреплению международной репутации Штатов.

Последнее обстоятельство Россия может обернуть себе на пользу, ведь оставлять откровенное хамство в отношении своих граждан без адекватной реакции нельзя.

Глава МИД России Сергей Лавров уже пообещал принять меры в ответ на случай с невыдачей виз членам нашей делегации. Но тут возможны трудности. Зеркально отреагировать на демарш Вашингтона у Москвы не получится: в ближайшем будущем в России не запланировано значимых мероприятий с участием представительных делегаций из США. Можно, конечно, отказать во въезде очередному американскому конгрессмену, собравшемуся учить нас демократии. Однако нужного результата это не принесет. Как показал недавний эпизод с сенатором-демократом Роном Джонсоном, для медийных истерик по поводу отказа в визе в Россию за ней можно даже не обращаться.

Предложения спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко (пересмотреть условия соглашения между ООН и США) и заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова (перенести заседание Комиссии по разоружению Генассамблеи ООН из США в другую страну) более чувствительны, но это лишь полумеры.

Значительно эффективнее будет инициатива убрать штаб-квартиру ООН из США, которые не выполняют взятые на себя обязательства по отношению к Организации, считая ее своей собственностью. Такая идея, будучи правильно поданной и оформленной, способна получить поддержку многих стран, особенно если ее дополнить проектом масштабного реформирования ООН.

Чтобы не повторять печальный опыт, разместить штаб-квартиру условной "ООН 2.0" лучше в небольшой достаточно развитой стране, не претендующей на особую роль в геополитике, не имеющей конфликтов с соседями и равноудаленной от ведущих центров силы. Например, в Казахстане или Малайзии.

Такое не ущемляющее ни чьих интересов решение позволит Организации Объединенных Наций вновь обрести статус основной международной площадки для решения вопросов мира, безопасности и сотрудничества между государствами без каких-либо ограничений для участников по политическим основаниям.

Пусть это произойдет не скоро, но любой долгий путь начинается с первого шага. Сделать его давно пора.