А пока индийским ВМС нечего противопоставить Китаю, несмотря на браваду в СМИ и военный союз с США, Японией, Кореей и Австралией в формате QUAD... 

На протяжении десятилетий Индия сосредоточивала свою оборонную политику на сухопутных границах с постоянно соперничающими с ней Пакистаном и Китаем. Теперь, по мере расширения глобальных амбиций, Нью-Дели начинает наращивать свою военно-морскую мощь в международном пространстве, активно подключаясь к патрулированию вод Ближнего Востока в рамках борьбы с пиратством и направляя свой флот в Красное море для защиты своих торговых кораблей от атак хуситов. Кроме этого, индусы вступили в военный альянс QUAD, в рамках которого совместно с США, Австралией, Кореей и Японией активно критикуют Китай в "бряцаньи мускулами", вот только дальше словесной поддержки и любимого Штатами популизма дело особо не двигается. И в случае реальной конфронтации Индии с Китаем в водах Южно-Китайского моря ей вряд ли кто-то придёт на помощь, а выстоять перед крупнейшим в мире военно-морским флотом НОАК индусы на сегодняшний день, очевидно, не смогут. Вот и пришло время Нью-Дели задуматься о том, чтобы свой военно-морской потенциал кардинально нарастить. Вот только насколько это реально?! 

Индийские ВМС в ноябре 2023 года направили в ближневосточные воды три эсминца с управляемыми ракетами и разведывательный самолет. Это было реакцией на то, что йеменские повстанцы-хуситы начали наносить удары по проходящим кораблям в знак солидарности с ХАМАС, что вызвало перебои в работе ключевого торгового маршрута, по которому проходит около 12% мирового товарооборота, принося индусам огромную выгоду. Тем самым Индия подчеркивает свою роль в качестве "активного участника" кампании по обеспечению международной морской стабильности. 

Экс-глава южного военно-морского командования Индии вице-адмирал Анил Кумар Чавла:

"Мы делаем это не из альтруизма. Если вы не морская держава, вы никогда не сможете стремиться стать мировой державой. А Индия, уже являющаяся региональной державой, сегодня позиционирует себя именно как глобальный игрок, будущая мировая держава. И это чёткий сигнал Китаю, что это наш "задний двор". И что мы мощная военно-морская сила в регионе".

За последний месяц ВМС Индии оказали помощь по меньшей мере четырём кораблям, на три из которых напали хуситы, а ещё один, по версии Вашингтона, был атакован Ираном, хотя Тегеран и опровергает это обвинение. Индийские ВМС также провели несколько миссий по борьбе с пиратством. При этом Индия не присоединяется к группировке под руководством США, демонстрируя свою автономность.

26 января индийский эсминец "Вишакхапатнам" помог экипажу танкера под флагом Маршалловых островов в тушении пожара после попадания ракеты в Аденском заливе. А две недели назад он же пришёл на помощь торговому судну Genco Picardy, терпящему бедствие в тех же водах после атаки йеменского беспилотника.

Аналитик Фонда Карнеги Даршана М. Баруа:

"Безопасность на море не была сильной опорой внешнеполитических обязательств Индии в том смысле, в каком мы начинаем это видеть сейчас. При этом и Китай сохраняет свою ключевую роль в регионе".

А тем временем соперничающие Индия и Китай уже увязли в военном противостоянии вдоль своих спорных границ высоко в горах... 

При этом именно у китайцев на сегодня самый большой в мире военно-морской флот, по количеству кораблей более чем в три раза превышающий численность ВМС Индии. НОАК также располагает мощным флотом крупных кораблей береговой охраны и так называемым "морским ополчением", состоящим из рыболовецких судов, которые сотрудничают с береговой охраной в отстаивании территориальных претензий в Южно-Китайском море.

Индийский генерал-лейтенант Д. Худа:

"Китайцы создают всё больше военно-морских баз в Индийском океане. Учитывая это, у Индии нет другого выбора, кроме как продолжать наращивать свою собственную морскую мощь".

Китай годами наращивал своё военное присутствие в Индийском океане, через который проходит ключевой маршрут поставок импортируемых Пекином энергоносителей. Тем самым Пекин обостряет морскую конкуренцию между двумя азиатскими гигантами.

КНР укрепляет своё влияние в регионе главным образом за счет инфраструктурных сделок с соседями Индии, такими как Бангладеш, Шри-Ланка и с недавнего времени Мальдивы. Кстати, на прошлой неделе мальдивские власти дали китайскому исследовательскому судну разрешение пришвартоваться в своём порту. Ранее аналогичным образом китайские корабли заходили в порты Шри-Ланки. Опасения Индии в том, что они могут быть использованы для наблюдения за регионом, побудили Шри-Ланку в начале этого года объявить однолетний мораторий на заход иностранных исследовательских судов в её воды.

Эксперты говорят, что растущая конкуренция с Китаем побуждает Индию приобретать более совершенные корабли, подводные лодки и самолеты, больше инвестировать в новейшие технологии и инфраструктуру. Доля расходов на ВМС в растущем оборонном бюджете Индии, в прошлом году достигшем $73 млрд, за год увеличилась с 14% до 19%.

Индийские ВМС также налаживают стратегические партнерские связи на международном уровне, благодаря участию в совместных учениях с другими странами как в регионе, так и за его пределами.

Индия совместно с США, Австралией, Японией, Южной Кореей, Новой Зеландией и Вьетнамом является членом Индо-Тихоокеанского стратегического альянса, известного как QUAD или "Четырёхсторонний диалог по безопасности". Этот военный альянс неоднократно обвинял Китай в чрезмерной демонстрации военного потенциала в Южно-Китайском море и агрессивном продвижении своих морских территориальных претензий. ВМС этих четырёх стран регулярно проводят учения, рассматриваемые как часть инициативы по "противодействию самоуверенности Китая в Тихом океане".

В ответ Китай утверждает, что все его военные активности носят исключительно оборонительный характер и нацелены на защиту его суверенных прав, а действия QUAD нацелены на то, чтобы сдержать его экономический рост и ограничить влияние.

Впрочем, несмотря на всю эту демонстративную международную активность, основной задачей для индийских военно-морских стратегов выступает защита интересов своей страны именно в Южно-Китайском море, поскольку через него переправляется более 60% экспортируемых Индией грузов, а при этом контроль над этими водами остаётся у Китая... 

По мнению индийского военного руководства, по понятным причинам вслух озвучиваемому только уже ушедшим в отставку адмиралом Чавлой, "если дело дойдет до перестрелки, ВМС Индии не выстоят перед Китаем, а у QUAD нет необходимого мандата и геополитической воли для реальной военной помощи - это пока что далеко не НАТО"...