Церковная жизнь и политиканство: почувствуйте разницу…

Буйные события на Украине заставили многих даже далёких от церкви людей  не просто интересоваться церковной историей и каноническим правом, но и высказывать некую "экспертную" аналитику по этим вопросам. В этой аналитике есть две крайности. С одной стороны националистическое "самостийной Украине – самостийная церковь". С другой оценка Украинской православной церкви Московского патриархата как "русского бастиона". При том, что эти две стороны друг друга ненавидят, их подходы совпадают. И они одинаково далеки от сути бытия церкви.

В обоих случаях иерархия церкви рассматривается как политическое явление, в то время как это явление генетическое.

Человек рождается в семье. У него есть отец, который заботится о нем, кормит его, одевает, он собственник дома, в котором живет ребёнок. А сам ребёнок это "новая церковь", появившаяся в некогда нехристианском народе. Она не может существовать самостоятельно, ей требуется посторонняя помощь и поддержка. Не политическая – потому что любой член церкви всегда и везде является гражданином своей страны а духовная, связанная с проповедью Евангелия и совершением Таинств.

Как отец кормит и поит ребенка в доме, так источником всех таинств в такой церкви является её глава патриарх или митрополит. Без него не совершается рукоположение в священный сан, он раздает миро для крещения каждого человека. То есть, каждый член этой церкви имеет буквальную родственную связь только духовную, а не плотскую с главой церкви, и название его "великим отцом" на богослужении лишь констатация реального факта.

Ребенок растёт, и наступает время, когда он уходит из отеческого дома, чтобы жить самостоятельно. Это церковная автономия ("самозаконие"). Сын уже самостоятельно принимает решения, живет в своей квартире, но всё равно остается сыном своего отца. Так и автономная церковь самостоятельно принимает решения, сама кормит себя то есть совершает таинства  (в случае  широкой автономии), но она всё равно остается сыном своего отца, признаёт себя членом семьи своего отца так, как  Украинская православная церковь признаёт себя членом Московского патриархата.  

Приходит время, у сына появляется свой семья, рождаются дети, и он сам становится главой семьи, отцом и хозяином.

Для церкви это и есть автокефалия "само-главие". Это состояние, в котором она не просто свободна в своих действиях, но может оказывать попечение о других.

Этот пример, конечно, как и всякая аналогия, не совсем точен. Тем не менее, он  ясно показывает безумие, которое совершается на Украине. Там автокефальным (т.е. "самоглавным") признается "митрополит" Епифаний за то, что он признал своим отцом и главой  Константинопольского патриарха. Это как если бы кто-то сказал, что человек становится отцом не тогда, когда у него появляются дети, а когда он признаёт отцом совершенно чужого ему человека.

Константинопольский патриарх хотя и является "генетически" дедом канонического митрополита Киевского Онуфрия (будучи "генетическим" отцом настоящего Киевского патриарха ныне патриарха Московского), но для "патриарха Филарета" и "митрополита Епифания" он чужой , поскольку сам предал их анафеме и не признавал вместе с другими поместными церквями. Именно вопрос "генетического происхождения" (по церковному "апостольского преемства" является критическим.

Каким же образом определяется готовность поместной церкви к автокефалии?

Это вопрос также не юридический, а духовный, "генетический". В самом деле, какие законы и юридические нормы определяют готовность человека к тому, чтобы стать отцом и главой семейства? Возраст совершеннолетия определяет лишь  дееспособность (и то не всегда), но никак не внутреннюю ответственность и способность заботиться о других.

Если посмотреть на историю церкви, то можно увидеть, что подавляющее большинство автокефалий было получено поместными церквями, которые находились в отдельных православных государствах. То есть тогда, когда Церковь была способна убедить власть и народ в том, что она истинная церковь. Не государственная власть делала для "своей" рабской церкви автокефалию, как это видится Порошенко или протодиакону Кураеву, а церковь удостоверяла свою ответственность и внутреннее состояние отцовства тем, что она превратила языческое царство в православное.

Что же варфоломеевская "автокефалия" означает для настоящей Церкви? Ничего.

Может ли Порошенко или патриарх Варфоломей волевым решением признать вашего отца не вашим, а вместо него "утвердить" постороннего человека? Может ли вообще кто-то сделать кого-то отцом, подписав какую-то бумажку? Никогда.

А то, что сегодня происходит, намного хуже. Настоящего владельца выгоняют из его родного дома, завещанного отцом (патриархом Московским); в этот дом вселяются посторонние люди (Святейшая Церковь Украины) с условием, что часть жилплощади отдадут деду жильца (константинопольскому патриарху), а собственников дома выгонят.

Это не церковный акт, а беззаконные махинации с жилплощадью.

Какое значение имеют беззаконные и поддельные акты для собственника, обладающего законными то есть церкви? Никакого.

Таких же взглядов придерживаются православные церкви Греции, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Черногории, Молдавии и многих других стран. Досужие разговоры о якобы имеющем место расколе в православии  это не для них.