03 апреля 2017
Культурный слой

Как из ребёнка сделать человека

«Созвездие» – уникальный проект из Татарстана.
Кто-то заметил, что в Великой Отечественной войне победили такие, как Мишка Квакин, персонаж из повести Аркадия Гайдара. А потом они же и страну восстановили...
В известной степени это так. Но прежде чем отпетый хулиган стал победителем и созидателем, его нужно было вынуть из асфальтового котла, где он спал, отмыть, накормить и дать возможность (заставить) учиться.
Сегодня многих детей и подростков тоже, фигурально выражаясь, нужно вытаскивать из «асфальтовых котлов». Один из способов, как это сделать, нашли в Татарстане.

Детские творческие конкурсы разного масштаба, особенно телевизионные, одно время пользовались бешеным успехом у телезрителей по всей России. Но этот интерес сегодня угасает быстрее, чем разгорался.
Казалось бы, там есть всё: юные яркие исполнители, реклама, интрига, громкие, а порой и эпатажные имена в жюри…
Я никогда не взялась бы за подобную статью, если бы не имела перед собой поразительного образца детского творческого проекта, который, в отличие от так и не вышедших из детского возраста «голосов», переживает рассвет молодости – ему уже восемнадцать лет…
Национальный проект республики Татарстан под названием «Созвездие» – уникальная программа развития детского и юношеского творчества, при своем рождении получившая государственную поддержку и чёткое идеологическое обоснование. И это два первых отличия «Созвездия» от тех телешоу, которыми нас угощает Первый и другие телеканалы. 
С самого начала в проект были  приглашены лучшие специалисты и педагоги из многих стран.  Обучение – и это третье существенное отличие – началось и развивалось по шести классам: народный, театральный, эстрадный, телевизионный и композиторский мастер-классы.
Детей учат, с детьми занимаются, детей любят.
На разных творческих конкурсах обычно говорят детям много комплиментов. Но нередко проигравшие уходят со слезами, воспринимают свой проигрыш, как крах. Как бы ни уговаривали их родители, чего бы бодрыми голосами не внушали им члены жюри, детских слёз не скроешь.  Потому что на деле идёт жёсткий и не всегда честный отбор, - по сути, выбраковка. И на  это тоже рассчитаны такие шоу. Надавить на чувства взрослого зрителя, поиграть с его сердобольностью. «Душещипательность», на которой строятся «бразильские»  сериалы и мыльные поделки, в случае с детьми неуместна, хотя и даёт рейтинг руководителям каналов.
Нельзя строить детские мероприятия на взрослых принципах. Состязательность уместна в детском спорте, но не в детском творчестве.
В «Созвездие» приходят самые разные дети. И не каждый из них станет «звездой», не обо всех станут говорить, как о выдающихся талантах. Но с первых же шагов своего участия ребёнок попадает в атмосферу честности и защищённости. Именно поэтому «Созвездие» – это ещё и  школа справедливости.
Никаких вступительных взносов, никакого деления по статусам и кошелькам родителей, никакого «блата»…
В отличие от телеконкурсов, где все ограничивается рамками показов и постановочных «закулисных сцен», «Созвездие» – это процесс.  С детьми работают постоянно. Если ребёнок не смог полностью реализоваться в одном виде творчества или просто увлекся другим делом, «Созвездие» даст ему и такую возможность: педагоги пригласят его попробовать свои силы в вокале или хореографии, в сценической речи или ораторском мастерстве…
А впереди у «Созвездия» создание собственного Арт-центра, в котором  могли бы обучаться юные звукорежиссеры, журналисты, операторы, фотографы, дизайнеры, издатели… 
Часто ли вы видели, чтобы «звёздочки» всевозможных «теле-голосов» что-то исполнили на иной «площадке», кроме студии телеканала? А вот без юных талантов «Созвездия» не проходит, например,  почти ни один концерт для экипажей подводных лодок Северного флота и кораблей Черноморского флота. Одно это говорит о том, что никакого специального патриотического воспитания этим детям просто не нужно.
И снова об идеологии, о тех принципах, которые заложены в корень «Созвездия». Некоторые из них имеет смысл подчеркнуть особо. Например:
- сохранение и развитие творческого генофонда многонационального Татарстана;
- формирование условий, при которых прекращается отток творческих кадров из республики в столичный регион, то есть, создание рабочих мест для молодых талантов и программа их поддержки в родных краях;
- целенаправленное формирование будущей интеллектуальной, научной и творческой элиты республики;
- поддержка творчества детей и молодежи, направленного на укрепление и взаимообогащение национальных, этнических, культурных и духовных ценностей в молодежной среде;
- борьба с агрессивной серостью, пошлостью, разочарованием.
Последнее представляется особенно важным. Противно смотреть на безголосых кривляк, даже приличной фонограммы записать не способных. Противно читать про «оттенки серого», «голубое сало» и прочую чушь в стране величайшей в мире литературы. Нельзя повести ребенка на театральную постановку, не рискуя нарваться на нецензурщину…  «Созвездие» – очевидный и абсолютно вероятный пример того, как со всей этой помойкой следует бороться.
Мы живём в смутную эпоху. Человек  устал от неопределённости, зловещих прогнозов, вранья политиков, собственного неверия… Разочарование стало, увы, доминантой  человеческого самоощущения.
Разочарование – опасная вещь. Особенно для тех, кто, не имея собственного опыта, уже словно бы впитал его, что называется, «с молоком  матери». У разочарованных родителей растут разочарованные дети. Они словно птицы с  подрезанными крыльями, никогда не взлетят и не споют свою песню. Безголосые, поникшие поколения – подарок для тех, кто захочет прибрать их к своим рукам.
Сотни тысяч детей, рождённых после поражения Германии в Первой мировой войне – больные, голодные, ненужные ни власти, ни бьющимся с нищетой родителям – стали лёгкой добычей для нацистов, готовивших им роль пушечного мяса.
История знает и другие примеры – хунвейбины, красные кхмеры… В какой-то степени и американские хиппи были порождены разочарованием, убиты своей ненужностью. И тысячами гибли от наркотиков, суицида…
Мало отличается от них и нынешняя российская «золотая» молодежь, убивающая себя наркотой в клубах или летая на бешеных скоростях по улицам городов. Ещё страшнее дети на вокзалах и парковых скамейках – маленькие бомжики с потухшими, но злыми глазами. Вот бы за кого взяться достойным и умным взрослым. Хотя бы просто собрать, ну, пусть, для начала, несколько десятков таких,  просто показать им, что жизнь имеет краски, что взрослые могут быть добры, а их сверстники отдавать могут больше, чем брать. Таким простым способом были бы сэкономлены впустую растрачиваемые средства на «перевоспитание» в закрытых детских учреждениях, решены многие педагогические задачи, с которыми хронически не справляется министерство образования.

Елена Съянова

Добавление комментариев:
Имя
Текст
Ввведите ответ на контрольный вопрос в синем поле:
Какой сейчас год по календарю?
Читайте в рубрике
Протоиерей Чаплин об экуменической экспансии.
читать далее >>
21 июня 2017
«Рыночное» искусство не хочет жить по-рыночному.
читать далее >>
08 июня 2017
Отвечу вместо Пескова, если ему слабо.
читать далее >>
02 июня 2017
Новый фильм Фёдора Бондарчука как ода российской армии.
читать далее >>
23 мая 2017