Вопреки утверждениям ангажированных изданий, причины, по которым Пекин готов принять Константинопольского патриарха Варфоломея, не имеют отношения ни к России, ни к Украине

В конце октября генконсул КНР в Стамбуле Цуй Вэй нанес визит в резиденцию Константинопольского патриарха Варфоломея в районе Фанар. В ходе встречи по инициативе китайской стороны обсуждалась возможность первого в истории визита главы Константинопольской православной церкви (КПЦ) в КНР. В связи с этим некоторые западные СМИ со ссылкой на неких экспертов предположили, что Пекин рассчитывает использовать приезд Варфоломея, находящегося в конфронтационных отношениях с Русской Православной Церковью (РПЦ) из-за предоставления томоса об автокефалии украинским раскольникам, в качестве инструмента давления на Москву. Насколько подобная гипотеза соответствует действительности и почему власти Китая, ранее отклонявшие предложения КПЦ о визите Варфоломея в Поднебесную, сейчас изменили свою позицию?

Патриарх Варфоломей и константинопольские иерархи давно проявляют интерес к Китаю, где в  последние годы происходит бурный рост числа христиан (в основном католиков и протестантов). При этом православных в стране сравнительно немного – около 15 тысяч и почти все они являются прихожанами Московского патриархата. Шесть лет назад в Поднебесной с визитом побывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который провел ряд встреч с представителями китайского руководства, включая генсека ЦК КПК Си Цзиньпина. 

В 1996 году синод КПЦ учредил митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии, к которой с 2008 года был отнесен и весь материковый Китай, что вызвало протест со стороны РПЦ (так что конфликт между Москвой и Фанаром зародился задолго до истории с томосом для Украины). Тем не менее, ни одного прихода КПЦ в Китае по-прежнему нет. Единственным местом на территории КНР, где представлена КПЦ, является Гонконг. Там находится кафедральный собор во имя апостола Луки, где служит один священник. Впрочем, собор – это очень громко, на самом деле, он представляет собой переоборудованный для церковных нужд съемный офис в одном из гонконгских бизнес-центров.

Варфоломей, претендующий на лидерство в мировом православии и, вопреки религиозным канонам, узурпировавший право единолично решать вопросы о предоставлении автокефалии и создании новых поместных церквей, кровно заинтересован в расширении присутствия КПЦ в одном из ведущих государств мира. Ранее представители Фанара неоднократно обращались к китайским властям с предложением об организации пастырского визита первоиерарха КПЦ, но неизменно получали отказ с издевательской формулировкой: "У нас вашей паствы нет".

Теперь ситуация изменилась. Генконсул КНР в Стамбуле сам едет на Фанар, чтобы обсудить вопрос о визите Варфоломея, который немедленно выражает согласие полететь в Пекин, как только поступит официальное приглашение от правительства КНР.

Что же произошло? Узнав о встрече китайского дипломата с главой КПЦ, некоторые западные издания поспешили натянуть сову на глобус, встроив ее в контекст российско-китайских отношений и текущего конфликта в мировом православии.

Итальянский католический портал AsiaNews (01.11.2019):
"Некоторые аналитики считают, что этот визит, возможно, связан с новым подходом Китая к религиозному вопросу. Однако в игру вступают и геополитические соображения. Встреча могла иметь антироссийскую направленность. Это могло бы помочь сдержать Россию, которая вызвала напряженность в отношениях с Европой и Японией. Китайцы, видимо, понимают, что Варфоломей способен противостоять московскому патриарху".

Точно такими же словами с разницей в несколько минут резюмировал свою публикацию о встрече на Фанаре греческий портал Pentapostagma.gr. Отечественный телеграм-канал "Религия сегодня", неоднократно критиковавший политику властей КНР в отношении христиан, также усмотрел в предстоящем визите Варфоломея антироссийский подтекст.

Телеграм-канал "Религия сегодня" (пост "В игру православных престолов вступает Китай", 07.11.2019):
"Атеистические власти Китая могут ловко использовать церковное противостояние РПЦ и Вселенского патриархата в качестве дополнительного рычага давления на Москву".

Авторы этих текстов, может быть, неплохо разбираются в вопросах религии, но при этом явно некомпетентны в том, что касается Китая и китайского национального менталитета. Еще раз повторим, православных в Китае – ничтожно мало, и разыгрывать карту конфликта между РПЦ и КПЦ для Пекина нет никакого практического смысла. Тем более, что никаких существенных проблем ни в отношениях с Московской Патриархией, ни с Россией у китайцев нет.

Зато они есть в отношениях КНР с Римско-католической церковью, открыто поддержавшей протесты в Гонконге. Приглашение Варфоломея, являющегося в силу статуса Вселенского патриарха номинальным руководителем конкурирующей с Римом христианской церковной структуры, можно трактовать как недвусмысленный сигнал Папскому престолу, имеющему в Китае миллионы последователей и долгие годы добивающемуся легализации подпольных католических общин в Поднебесной.  

Другая причина, по которой в Пекине могли захотеть увидеть Варфоломея, состоит в его обширных связях в США, с которыми у Китая в последнее время идет затяжная конфронтация в сфере торговли. Учитывая объективную заинтересованность КНР в ее прекращении, любая возможность неофициального выхода на Вашингтон может пригодиться.

Есть и еще один резон. Китай, постепенно осваивающийся в роли второй мировой сверхдержавы, внимательно отслеживает обстановку на Балканах и в Восточном Средиземноморье, традиционно являющихся зоной интересов Турции. В этом плане Варфоломей может рассматриваться китайскими руководителями как источник дополнительной информации о ситуации в этом регионе и потенциальный канал для коммуникации с Анкарой.

Китайцы – люди не только исключительно прагматичные, они еще и мыслят стратегически. Принцип не складывать все яйца в одну корзину – один из догматов китайской политики. Поэтому за приглашением Варфоломея, которое официально, кстати, еще не последовало, стоит не стремление подыграть фанарскому ставленнику Вашингтона в конфликте с Москвой за Украину и влияние в мировом православии, а исключительно собственные китайские интересы, далекие от "хотелок" Вселенского патриараха и его кураторов.

Другое дело, что на Западе есть немало тех, кто был бы рад использовать любую возможность, чтобы внести элементы негатива в российско-китайские отношения. И если в этот раз не получилось, то всегда остается надежда, что следующая попытка будет более удачной.