В Хорватии реабилитировали "архиепископа геноцида"

Переформатирование истории – дело тонкое, не терпящее спешки. Чтобы устоявшееся в обществе представление о том или ином событии прошлого изменилось на противоположное, нужны не только усилия интерпретаторов и фальсификаторов, но и время. Как правило, чтобы добиться нужного результата, необходимо, чтобы сменились несколько поколений, а историческая память народа изрядно проветрилась. Судя по всему, сейчас настало время для кардинальной переоценки Второй мировой войны. Последние десятилетия во всем мире велась системная работа по внедрению всевозможных мифов, касающихся событий той эпохи. Для подкрепления выдуманных конструкций сняты сотни фильмов, написаны тысячи статей и книг, подчищены архивы… 
 

Теперь можно утверждать, что эти усилия принесли грандиозные результаты: сейчас представления об истории борьбы с нацизмом, например, в России и США разнятся диаметрально. Можно даже подумать, что речь идет о совершенно разных войнах, с разным составом участников, победителей и побежденных.         

С уходом из жизни большинства свидетелей той эпохи сей глобальный процесс, ранее протекавший в основном в информационном пространстве, постепенно переходит и в юридическую плоскость. Так, власти некоторых европейских стран, чье прошлое было омрачено активным и деятельным участием в преступлениях фашизма, принялись за реабилитацию тех, чья вина была для современников совершенно очевидна.

В конце июля очередной шаг в этом направлении сделала Хорватия. После недолгих размышлений загребский суд отменил приговор семидесятилетней давности, по которому 16 лет тюрьмы получил католический прелат Алоизий Степинац, главный духовный иерарх т.н. "Независимого государства Хорватия" (НГХ), известного как режим усташей.

За четыре года существования НГХ подручные его "поглавника" Анте Павелича истребили самыми зверскими способами до полумиллиона человек, в основном православных сербов. И это при том, что все население "царства усташей" не превышало семи миллионов. Всемерную поддержку небес палачам обеспечивал "достойный сын" римско-католической церкви Степинац, за что получил не только тюремный срок, но и прозвище "архиепископ геноцида".  

Появившееся весной 1941 года НГХ стало продуктом договорённости между Гитлером и Муссолини. После разгрома Югославии победители раздербанили многонациональную страну на куски: немцы оккупировали Словению и Сербию, итальянцы – Черногорию и северное побережье Адриатики, венграм достались Воеводина и Банат, болгары получили Македонию, албанцам пожаловали Косово. 
Исключением стала Хорватия, где было образовано "независимое государство", вобравшее в себя Боснию с Герцеговиной и

часть сербских земель. Это было сделано по настоянию Муссолини, в окружении которого с начала 1930-х околачивался лидер хорватских фашистов-усташей Павелич. Вот он и пригодился.

Степинац от имени римско-католической церкви всемерно приветствовал образование НГХ, заявив, что оно "создано Божьей милостью, мудростью и самопожертвованием её главы (Павелича) и усташского движения, а также волею наших союзников (Гитлера и Муссолини)".

Дорвавшись до власти, "поглавник" и его подручные реализовали все свои застарелые националистические комплексы, создав уродливое государственное образование, превзошедшее по жестокости нацистов. Немцы, организуя работу своих "фабрик смерти", подходили к этому, как к решению технологической задачи, без особых эмоций; их хорватские ученики в уничтожение сербов, цыган и евреев вкладывали всю душу. По выражению историка Максима Кустова, на фоне уникального зверья, коим являлись усташи, "эсэсовцы с их душегубками и концлагерями выглядели нудными бухгалтерами от убийства". Доходило до того, что откомандированные в Хорватию немецкие советники жаловались в Берлин на безудержные зверства своих подопечных.

В НГХ полноценными гражданами признавались только хорваты, провозглашенные одним из арийских народов. Все прочие объявлялись "принадлежащими государству"; им запрещалось участие в деятельности общественных организаций, нельзя было работать в сфере образования, культуры и журналистики. Особо досталось сербам, хотя этнически они очень близки к хорватам и говорят с ними практически на одном языке. Единственная принципиальная разница в том, что одни – православные, а другие католики. Но не зря говорят, что нет более жестокой вражды, чем вражда между кровными родственниками.

Правительством Павелича была разработана программа, предусматривавшая, что из двух миллионов живущих в НГХ сербов треть должна быть обращена в католичество и ассимилирована, треть изгнана, а треть истреблена. Её практическим воплощением усташи с рвением и всевозможным тщанием занимались вплоть до падения их режима в мае 1945-го.    

Энтузиазма палачам придавала поддержка церкви во главе с архиепископом Степинацем. Именно ему принадлежит сомнительная честь возведения религиозной подпорки геноцида, устроенного усташами. Выступая с амвона, он декларировал: "Хорваты и сербы – из двух разных миров, противоположные полюса, которые нельзя соединить иначе, чем чудом Господним. Православие – величайшее проклятие Европы, большее зло, чем протестантство! В нём нет ни морали, ни принципов, ни истины, ни справедливости, ни честности…" 

В одном из обращений Степинаца к священникам на местах указывалось: "Настало время, когда язык должен молчать, а говорить должна кровь своей мистической связью с землёй…"    

Справедливости ради стоит отметить, что у архиепископа были некоторые разногласия с усташами. Так, он не разделял их расовую теорию, полагая, что всё зло в мире происходит не от неполноценных наций, а от "православной схизмы", и любой перешедший в католичество, будь он хоть негр, хоть папуас, должен получать гражданские права. Кроме того, Степинац считал, что не-католиков можно и нужно изгонять и всячески притеснять, но всё-таки не стоит массово уничтожать, если они больше ничем не провинились. По этому поводу он даже делал мягкие увещевания Павеличу, правда, оговаривая, что православные сами навлекли на себя правый гнев своей "ненавистью и схизмой".

Апологеты Степинаца ставят ему в заслугу спасение в годы войны нескольких тысяч человек. За это он в 1998 году даже был причислен папой Иоанном Павлом II к лику блаженных. Однако при этом умалчивается, что почти все "спасённые" архиепископом были зажиточными евреями, которые по его совету перешли в католичество. Как они расплачивались со своим благодетелем, история умалчивает; зато известно, что среди них не было ни одного серба.

Когда Степинацу доложили, что на занятом итальянцами хорватском побережье Адриатики усташам не позволили убивать сербов, он направил итальянскому консулу в Загребе гневное послание, в котором было сказано: "На части территории Хорватии, аннексированной Италией, наблюдается упадок религиозной жизни, а также заметный сдвиг от католицизма к схизме! Если эта наиболее католическая часть страны перестанет быть таковою, вся вина и ответственность перед Богом и историей ляжет на католическую Италию…"

Вот таким принципиальным и последовательным был блаженный Алоизий Степинац. Судя по нынешнему повышенному вниманию к "архиепископу геноцида", ждать повышения в ранге до лика католического святого ему осталось недолго…

После реабилитации загребским судом Степинаца президент Сербии Томислав Николич заявил, что "Хорватия этим решением прикрывает ямы, в которых усташи закапывали сербов". 

Хорватский МИД ответил нотой протеста, обвинив Белград в "нетерпимости, неприятии европейских ценностей и вмешательстве во внутренние дела суверенного государства". Судя по спокойной реакции на эти слова со стороны брюссельских чиновников, теперь духовное окормление и благословение тех, кто уничтожал сотни тысяч людей, может считаться европейской ценностью…