Токио пытается обосновать притязания на Южные Курилы ссылками на недействующие исторические договоры

На состоявшейся в конце мая в Токио встрече глав МИД и минобороны России и Японии в формате "2+2" японская сторона выразила недовольство "военной активностью" России на Курильских островах. Ответом стало заявление Сергея Лаврова о том, что российская армия действует на своей суверенной территории. Спор о принадлежности южных Курильских островов (Кунашира, Шикотана, Итурупа и группы небольших островков Хабомаи), освоенных русскими мореплавателями в XVIII веке, идёт многие годы. Все его основные этапы закреплены в соответствующих юридических документах.

Исходно важными следует считать заключенный в Санкт-Петербурге в 1875 году "обменный" договор, по которому Япония отказалась от претензий на Сахалин, получив в качестве компенсации все Курилы, и завершивший русско-японскую войну Портсмутский договор 1905 года, когда Россия уступила Японии южную часть Сахалина.

По условиям Портсмута, все предыдущие соглашения о территориях между двумя государствами аннулировались. С этого момента договор 1875 года, на который ссылаются современные японские политики, утратил юридическое значение.

Следующий этап противостояния по вопросу Курил наступил после Второй мировой войны. Япония как страна-агрессор в 1945 году утратила все острова Курильской гряды, отошедшие СССР по условиям Потсдамской конференции.
Осенью 1951 года на конференции в Сан-Франциско японцы заключили мирный договор с 48 государствами, в котором отказались от претензий на Курилы. Но в документе не было указания, в пользу кого сделан отказ. Поэтому советская делегация подписывать его отказалась.

В 1956 году советское руководство дало понять, что "в знак доброй воли" может передать Японии Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора. Но этому помешали США. В 1960 году Вашингтон навязал Токио договор о сохранении американского военного присутствия на японской территории. В ответ СССР аннулировал свои предложения, заявив, что не станет говорить о передаче Южных Курил до вывода из Японии иностранных войск.

В этих условиях разговор с государством, имеющим усечённый суверенитет, о гипотетической передаче ему островов не имеет смысла, какие бы гарантии не размещать американские военные базы на Курилах не давал Токио.

После последней министерской встречи в формате "2+2" ведущие СМИ Японии подтвердили: на саммите "Большой двадцатки" в Осаке в конце июня в повестке переговоров Президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ будут только вопросы экономического сотрудничества. Позволив себе заявления, будто передача Южных Курил в ближайшее время станет фактом, Япония получила жёсткую ответную реакцию России.

Курилы нельзя отдавать еще и потому, что сами острова и их шельф изобилую полезными ископаемыми. Данные о них приведены в многочисленных справочниках, изданных в СССР и в России. Так, запасы углеводородов в районе Курильских островов оцениваются не менее, чем в 2 млрд тонн; золота и серебра – до 2 тысяч тонн; титана – до 40 млн тонн; железа – более 250 млн тонн. Кроме того, там имеются залежи других ценных металлов, в частности, рения, который используется в спецсплавах для авиационной и космической техники, а также огромные запасы рыбы и морепродуктов. Все это является хорошей основой для взаимовыгодного сотрудничества, но только на условиях признания иностранными партнерами безоговорочного российского суверенитета над островами.

Возникает вопрос: пытаясь любыми путями добиться передачи Южных Курил, японцы думают только о восстановлении "исторической справедливости" в своем понимании, или их истинные цели совсем иные?