Суббота, мая 26, 2018

Почему левое движение идет мимо Маркса

Между прочим, в 2018 году всяким-разным левым есть двойной повод отпраздновать юбилей: 200-летие со дня рождения Карла Маркса и 170-летие издания «Коммунистического манифеста», с появлением которого связано возникновение марксизма как идеологии.
Сочетание двух круглых дат столь впечатляющее, что не отметить их оказалось как-то не комильфо. Даже на родине Карла Маркса в городке Трире (что в Германии) по этому случаю воздвигли соответствующий монумент (подаренный, впрочем, властями КНР), а российские социологические службы провели опрос по поводу интереса сограждан к марксизму.

Результаты опроса оказались, прямо скажем, несколько неожиданными. О том, кто такой Карл Маркс, в нашей стране, оказывается, знают 97% населения, а к идеологии марксизма с симпатией относятся 34%. Цифры эти удивительны не столько сами по себе (хотя марксизм уже четверть века как пребывает в интеллектуальной «опале»), сколько тем, что практически никак не отражаются в политической реальности.
В стране, где треть населения (!) потенциальные марксисты, все коммунистические партии в сумме получают не более 10% голосов на выборах, а «левое движение» периодически потрясает публику то поддержкой бандеровцев на Украине, то заступничеством за «правильных пролетариев» из Таджикистана, то идейными спорами на тему «поддерживал ли Карл Маркс ЛГБТ»…
Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что что-то связное об «учении Маркса» смогли изречь то ли два, то ли три процента опрошенных (это, заметьте, безотносительно адекватности сказанного).
В общем, получается, что идеи Маркса, вроде как, сохраняют популярность, но при этом конкретных их носителей обнаружить крайне трудно. Вот уж действительно «призрак коммунизма» – он вроде бы и есть где-то совсем рядом, но его присутствие почему-то никак не заметно.
Марксистских (а также ленинских, троцкистских, маоистских и т.д.) форумов, чатов, конференций в интернете можно найти превеликое множество и, почитав их, прийти к выводу, что главной причиной «призрачности» марксизма являются как раз завсегдатаи этих посиделок.
Дело порой доходит до анекдотов: так, например, автора этих строк на одном из «марксистских» форумов забанили за цитирование… Фридриха Энгельса. Цитаты про «реакционные нации», правда, были и в самом деле сочные (но вполне аутенчиные, взятые из 6-го тома собрания сочинений), славянофобские (причём, не в политическом, а в совершенно расистском смысле) и идущие прямо поперек всяческого «интернационализма». Однако даже советским студентам, сдававшим научный коммунизм, они были достаточно хорошо известны, и тогдашние преподаватели этой удивительной дисциплины прямо-таки ужом извивались, чтобы оправдать классиков (мол, в 1848 году было писано, в полемическом запале и т.д.), но этим «попам марксистского прихода» всё-таки и в голову не пришло бы просто выгнать студента с семинара за «не тот» вопрос.
Современные интернет-марксисты куда менее терпимы. Они сразу затыкают рот «смутьянам», демонстрируя при этом столь дремучее незнакомство с трудами основоположников, что просто диву даёшься. Отсюда и прозвище «мраксисты» (от слова «мрак»), которым более-менее подкованные оппоненты награждают таких «фанатов Маркса».
В целом же «дискуссии» на таких площадках очень быстро превращаются в поток взаимных обвинений в «ревизионизме», «догматизме», «сектантстве», «оппортунизме» и прочих грехах, так что случайно забредший в такое место юзер очень скоро махнет рукой на эту бесконечную склоку и сам уйдёт. А в худшем случае будет и вовсе забанен, особенно если начнет задавать «дурацкие вопросы» вроде «а чем советский социализм принципиально отличался от капитализма?» (на самом деле – ничем, и это обстоятельство «мраксистов» особенно бесит); или «а что такое общественная собственность и как на практике общество может ею распорядиться?»
Этот вопрос, кстати, бесит «мраксистов» ещё больше, чем первый, так как при минимальном размышлении получается, что опосредовано (через колебания цен на рынке) общество и так управляет своим общественным богатством, заставляя капиталистов вкладывать средства в наиболее востребованные (то есть прибыльные) отрасли.   
Ну а уж про «национально-освободительные движения», которые «мраксисты» требуют поддерживать всегда и везде (в том числе и на Украине, в Прибалтике, Средней Азии и прочих местах), независимо от их результатов и лидеров – это во-о-обще...  
Вопросы действительно сложные и часто неприятные, но они возникают в головах самых разных людей снова и снова, а вместо ответов их авторы получают эпитеты вроде «госкаповец», «шовинист», «черностотенец» и т.д.
В итоге получается, что общение с современными «адептами учения» напрочь отбивает охоту к приложению теории к жизни, - даже у тех, кто реально заинтересовался тем, что писали в свое время Маркс и Энгельс (а писали они, кстати, хорошо, понятно и хлестко – не то, что нынешние).
Соответственно, даже слабенькое условно «левое» (в том числе и рабочее) движение очень даже запросто оказывается более восприимчиво к либерально-толерантной болтовне, чем к зверино-серьёзной склочности правоверных «мраксистов».  Дрейф профсоюза МПРА от позиций  багрово-красной РКРП под идейное влияние «Яблока» – лучший тому пример (хоть и далеко не единственный). Истинно-правоверные «мраксисты» со своим желанием идейно тащить и идеологически не пущать способны отпугнуть кого угодно.
Как тут не вспомнить слова самого Маркса, который на склоне лет сказал как-то про своих «сторонников»: «Я знаю только одно – я не марксист!»

Заметки народного политолога

Ах, эта свадьба пела и плясала…



Отгремела на Темзе очередная королевская свадьба. Принц Гарри наконец-то женился.
Все кинулись обсуждать… нет не жену его, актёрку, а тёщу-негритянку. Девке завидовали – свезло; а пацану не очень. Всё, как у людей, хотя и королевская семья, но со своими скелетами в шкафу.
Наш конюх Пантелеич, в отличие от многих политологов на окладе, смотреть сей перформанс в записи отказался: свадьба – эка невидаль! А с другой-то стороны… не скажите…
Баба Лиза на свадьбе злая-презлая сидела. Не нравится ей невеста – ясный перец. Но тут тоже ничего удивительного (напоминание об утраченном колониальном господстве).

Подробнее...
По заслугам – и к ногтю (из монологов юродивого)



Брат мой!
Ты привечаешь и одариваешь тех, от образа которых мутит всех верных твоих.
Не могу знать, зачем ты так поступаешь, но, можно догадаться, что хочешь кому-то понравиться и делать особенные плезиры.
Не знаю, кто они, эти дальние и неизвестные, но ты давно переступил черту, за которой такие манеры были бы потребны.
Ты давно можешь говорить своим голосом. Поэтому стань приятным не тем, дальним, а ближним и верным своим, не заставляй их день и ночь скорбеть по тебе.

Подробнее...
«До Воркуты идут посылки долго…»



Заходим мы давеча с участковым Ёлкиным в наше сельпо (со служебного входа) и видим, как продавщица Люська одной рукой слезу платком утирает, а другой – в ящик всякое нужное кладёт: спички, мыло, тёплые носки, гречку…
- Ты, Люсьена, к войне, что ли, готовишься, али облагодетельствовать того, кто на зоне чалится? - спрашивает ее Ёлкин в шутливом тоне.
- Ему, вот, собираю, сердечному, - говорит Люська и кивает на висящий в глубине подсобки портрет.
Глянул я, а это портрет… нет, не девка срамная там изображена, не звезда Голливуда мужеского полу, а сам Герман Греф – начальник всего Сбербанка. Конечно же, у каждого свои идеалы, но не до такой же степени!

Подробнее...
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся



Свободный интернет – дело, конечно, серьёзное и для всех важное. Ради этого и на демонстрацию выйти можно, кричалки покричать, плакатиками помахать…
Только на это вот что скажу. Побывал я давеча в одной частной фирме, большинство сотрудников которой молодые женщины, приехавшие в Москву. Газет они не читают, телевизор смотрят лишь на ночь (сериалы). Интернет же используют по назначению: кулинарные рецепты и погода. Всё.

Подробнее...