Суббота, февраля 24, 2018

Как удалось совместить похороны с праздником

Все-таки очень полезное изобретение – интернет. Позволяет сэкономить и деньги, и время, и особенно нервы. Вот, взять хотя бы «Матильду»: посмотреть ее в кинотеатре стоило бы немалых денег, а в сети это можно сделать за бесплатно.
Экономия очевидна, а что касается всего остального… об этом позже. Однако факт остается фактом: тот, кто посмотрит творение Алексея Учителя, по крайней мере, начнёт лучше понимать Наталию Поклонскую.

Вот, честное слово: автор этих строк ни малейшего пиетета к последнему русскому царю не испытывает и вряд ли бы стал за него заступаться в иных условиях. Но после «Матильды», право слово, придется присоединиться к эмоциям Поклонской.
И  дело тут не в интимной жизни Николая II, а в том, что Учитель за полтора миллиарда (!) рублей сваял откровенную чушь, которая к реальным событиям отношения не имеет, - от слова «совсем».
Впрочем, рассуждать всё-таки надо спокойно. Ну, что теоретически можно было снять на таком материале как «роман наследника с балериной»?
Да много чего. Например, психологическую мелодраму про молодого цесаревича, который любит одну женщину (то есть принцессу Алису Гессенскую), а хочет другую (то есть балерину Матильду Кшесинскую). Дело это в молодости, кстати, достаточно обычное, и вполне подойдет для сюжета.
Можно разыграть не совсем классический любовный треугольник. Две дамы, принцесса и балерина,  соперничают за  внимание наследника престола российского. Это будет уже несколько странновато, поскольку принцессе с балериной соревноваться не по чину даже в делах амурных. Тем более, что соревноваться пришлось бы заочно, поскольку во время романа цесаревича с балериной принцессы в России не было. Но… тоже пойдет для сюжета.
Можно, наконец, закрутить политический детектив про то, как коварная полячка по наущению мировой закулисы хочет подчинить своему влиянию будущего царя, а русская контрразведка этому препятствует. Это будет уж совсем моветон… но в реальности всё получилось ещё хуже: кинорежиссер Учитель (а может, сценарист) решил совместить все три варианта.
В результате получилось нечто такое, к чему лучше всего подойдут слова из кинофильма про барона Мюнхгаузена: «Сперва планировали торжества, потом аресты, потом решили совместить…»
Результат совмещения налицо, и критиковать его с точки зрения исторической достоверности бессмысленно: роман цесаревича с Кшесинской совершенно определённо завершился весной 1894 года, как только было получено принципиальное согласие Алисы Гессенской на брак с будущим Николаем II. Так что никакого «любовного треугольника» с участием последнего русского царя накануне коронации уж точно не  наблюдалось.
Это автоматически означает, что большая часть страстей из экранной «Матильды» – полная фигня. Причём, такая фигня, что даже на фантазию не тянет; это просто бред.
Бред, впрочем, тоже не совсем бесполезный. По нему очень наглядно можно судить о том, что за каша с гвоздями наполняет черепные коробки «инженеров человеческих душ»…
Начнём с того, что наши творцы решили зачем-то превратить классический любовный треугольник в квадрат, и ввели в сюжет некоего поручика Воронцова, который ревнует Николая к балерине и на этом основании бьёт цесаревича (!) короной (!) по голове.
В реальности за такое деяние полагался бы скорый суд и смертная казнь (причём, без вариантов), но никто Воронцова не судит (хотя и допрашивают на предмет умысла на терракт); его просто отдают «на опыты» некоему зловещему немцу, который с поручиком делает что-то непонятно-стимпанковское.
Бред совершеннейший, но откуда он взялся? А оттуда, что сценарист явно «слышал звон» про покушение на цесаревича Николая. Оно, правда, случилось в Японии и на почве вполне политической (какой-то полицейский считал Россию врагом и на этом основании решил зарубить будущего царя), но какая разница? А со зловещим немцем всё ещё смешнее. Уже будучи царём, Николай II привечал оккультистов, которые будто бы готовы были вот-вот изобрести некие устройства для общения с загробным миром. Сперва при дворе крутился некий мсье Филипп, затем  его сменил некто Папюс. Правда, мсье Филипп был французом, а Папюс – полу-испанцем-полу-французом (и еще масоном), но кто из художников будет заморачиваться такими подробностями…
«Слышал звон» плавно переходит в «я так вижу».
Дальше звон раздается сильнее. Пока цесаревич Николай истерит, отмахивается от государственных дел и бегает от Алисы к Матильде, поручик Воронцов сбегает-таки от немецкого демона и как-то добирается до столицы, чтобы истребить Матильду по принципу: «Так не доставайся же ты никому».
Замысел свой он выполняет как-то уж очень затейливо (поджогом плота), но незадачливую балерину спасает доблестная охранка. Правда, у цесаревича складывается впечатление, что Матильдушка того… и надо, стало быть, всё-таки жениться на Алисе.
Основанием для этой порции бреда явно послужил рассказ Бунина «Дело корнета Елагина», написанный по реальным событиям: некий офицер из ревности убил актрису-любовницу, собираясь потом застрелиться, но застрелиться не смог, был судим и…
Правда, приключилась сия история ещё в правление Александра III, и царь-батюшка тогда под впечатлением речи адвоката Плевако приговор сильно смягчил. Но сюжет киношникам понравился, и они его впихнули в «Матильду».
Зачем? А затем, чтобы в итоге снять совсем уж непотребную сцену: царя венчают на царство, а тут вдруг объявляется Матильда (про то, как она пробирается на хоры в Успенском соборе Кремля – это бред отдельный), которая истошно орёт: «Ники!..»  И царь от изумления падает в обморок. 
Это хрень полнейшая,  но зато можно красиво снять корону, перекатывающуюся по полу. Типа метафора будущего падения монархии. Одного предзнаменования в виде Ходынки, видимо, мало показалось.
Кончается всё праздничным фейерверком; совместили-таки режиссёры-сценаристы похороны с праздничком.
В общем, в творении Учителя царь предстаёт не то чтобы просто слабовольным и не очень умным, но просто каким-то дурачком-неврастеником, а Россия в целом – театром абсурда.
Так что Поклонскую понять можно. Она, вероятно, и не с того боку на фильмец наехала, но надо признать честно, что он того заслуживал.
Ну, и последний совет: не стоит платить деньги за просмотр «Матильды» в кинотеатрах. Если уж очень хочется посмотреть эту ахинею, лучше воспользоваться интернетом. Время всё равно будет зря потрачено, но убытку меньше.

Заметки народного политолога

Вор должен сидеть в тюрьме



Каждый раз, когда с нецерковным или даже с неверующим человеком заходит речь о Промысле, о Боге, то чуть не с первых слов начинается многострадальный рассказ: «Вот, олигархи воруют и живут припеваючи, а где ваш Бог…»
Понятно, конечно, что это в человеке говорит исключительно смертельная жажда по мановению Божию оказаться на месте олигархов – тогда он, пожалуй, разок готов признать, что где-то там что-то есть.
Но речь не об этом. Ведь именно типическое житие человека, который украл много денег, является совершенно ясным свидетельством действия Промысла. Ибо понеже вор должен сидеть в тюрьме. И первое, что делает человек, укравший много денег – это сам строит себе тюрьму.

Подробнее...
Игра в «олимпийский напёрсток»

Ну вот, нечаянная радость: я выиграл на спор несколько бутылок коньяка. С политологами спорил, с «дипломированными». Спорил, что, несмотря ни на что, все эти МОКи и спортивные арбитражи «умоют» наших спортсменов перед самой олимпиадой.
Мы, вообще-то, до 1952 года спокойно и неплохо жили. На здоровье не жаловались. Почти каждый мужик легко пудовую гирю выжимал. Про баб и говорить нечего: они и коня на скаку тормозили, и в горящую избу захаживали.
А всё почему? Да потому, что мы до 1952 года ни в каких олимпиадах не участвовали. Брезговали. И здоровье берегли.

Подробнее...
Шура, запускайте Грудинина!..



Неожиданное для всей страны выдвижение коммунистами кандидатуры Павла Грудинина на пост президента – пожалуй, главный парадокс нынешней предвыборной кампании.
Народ любит сюрпризы, «ведётся» на них – это понятно и естественно. И вот, Грудинина выдвинули – народ позабавили.
А как на счет того, чтобы просчитать последствия? Нет, это, конечно, не дело рядового избирателя. Но те, чьё это дело, такого труда на себя не взяли. За это уже и расплачиваются, даже не дождавшись дня выборов.

Подробнее...
На двух стульях (из монологов юродивого)



Брат мой!
Все мы ждём тебя, но главное – мы ждём от тебя.
Ты сидишь на двух стульях, и это значит, что все мы сидим на двух стульях, что не сулит ничего хорошего.
Гораздо лучше гнаться за двумя зайцами. Хотя бы потому, что ты гонишься за ними, а не они за тобой. Пускай даже и не догонишь, в этим нет ничего плохого или обидного...

Подробнее...