Четверг, декабря 14, 2017

Если бы к фестивалям ещё и мозги прибавить…

Весь мир изо всех сил старается жить за счёт туризма, и это логично. Ведь праздное любопытство туристов может озолотить тот или иной регион. Например, если Москва, где о туристических маршрутах и потоках стали задумываться не так давно, зарабатывает на этом порядка двух миллиардов долларов в год, то многоопытная Барселона – более пятидесяти миллиардов.
Быть может, цифры не совсем точны, но смысл и масштаб понять можно.

А что же российская провинция? Удивить чем-либо искушённых в путешествиях граждан Запада и Востока не так-то просто. Особенно когда весь мир окончательно понял, что пьяные медведи у нас по улицам в шапках-ушанках не шастают. Да и с архитектуркой мы в советское время так постарались, что многие российские города до сих пор как близнецы-братья – со своими улицами Строителей и типовыми кинотеатрами «Черёмушки».
Заманить иностранца в нашу глубинку нелегко. И, судя по тому, что нынче повсеместно происходит, курс взят на фестивали с русским народным уклоном. Особенно гастрономические.
В самых разных регионах становятся традиционными массовые гуляния-фестивали клубники, ухи, арбузов, огурца, мраморного мяса, шашлыка, барбекю. Обычно всё проходит весело, с размахом, при большом скоплении народа и прессы. При этом не так, что б уж очень креативно. Песни, пляски, вступительное слово губернатора, опять песни, выбор самой вкусной ухи, самого большого огурца или арбуза, мисс «Клубники», мистера «Помидора». Ну, и, конечно, торговля разным «местным колоритным товаром», завезённым из разных концов страны, особенно с юга.  
Оказалось, такие акции весьма удобны и эффективны. Затрат больших не требуется (разве что костюмы красочные пошить), энтузиазм скучающего от однообразных будней населения таков, что многие организационные вопросы решаются сами собой. 
Местным властям, кроме как вовремя возглавить мероприятие на трибуне или перерезать какую-нибудь ленточку, тоже больше ничего делать не нужно. Речь толкать – не мешки ворочать и не детсад строить. То есть минусов вообще никаких. А в плюсе наглядное доказательство, что люди живут весело и им есть кому за это сказать спасибо. Получается гармония: власть работает – народу хорошо. Так что больше фестивалей, хороших и разных!
Но вот сгодятся ли все эти лубочные праздники с частушками-прибаутками для реального привлечения турпотока, в том числе из-за границы? Клюнут ли на эти разухабистые ярмарки XXI века путешественники со всего мира, которым наши новые-старые традиции рекламировали в Сочи? Ведь на недавнем Всемирном фестивале молодежи и студентов российские регионы на своих стендах в качестве достижений представили... фестивали.
«Арзамасский Гусь», «Сызранский помидор», «Рыба моя», «О, да! Еда!», «Вкусная Казань», «Малина-2017», «Сырная деревня»… И вот не ясно, способны ли эти словосочетания превратиться в серьёзные туристические бренды, приносящие прибыль.
В Европе, к примеру, по части гастрономии традиции многовековые. Там в дополнение к ресторанным неделям в различных городах кулинарный туризм включает посещение винных и пивоваренных заводов, а также мероприятий с участием профессионалов-кулинаров и авторов поваренных книг. Страны Средиземноморья предлагают провести отпуск в сельских домах, в которых можно жить и учиться готовить блюда местной кухни. В Италию не менее десяти процентов туристов прибывают для участия во всевозможных гастрономических и винных турах и фестивалях.
Не переборщить бы нам с анонсами, поскольку это потом может принести больше негатива. Молодежь, изучавшая стенды российских регионов в Сочи – публика весьма опытная по части способов проведения досуга, коммуникабельна в социальных сетях и резка на оценки. Того и гляди, на смех поднимут.
К тому же, до какого-нибудь нашего периферийного фестиваля ещё добраться надо. Можно потратить столько времени и нервов на проезд по местным дорогам, что это не только испортит впечатление от мероприятия, но и станет прививкой от дальнейших путешествий в Россию.
А вообще печально, что чиновники, менеджеры, эксперты, ответственные за развитие туризма в наших регионах, ничего более интересного, чем фестиваль какой-нибудь жратвы, придумать не могут. И похвастаться перед заграничными гостями у нас более нечем, кроме как частушками. Почему бы, например, вместо этого не очистить зарастающие илом и загрязнённые до невозможности российские реки, а параллельно отстроить дороги, инфраструктуру (гостиницы, аэропорты, возкалы), наладить индустрию обслуживания. Такими достижениями и похвалиться не стыдно, да и туристов зазвать было бы куда.
Неплохо бы нашим городам ещё и привести в порядок причальные стенки на набережных, чтобы теплоходы с немцами и швейцарцами на борту не проплывали мимо, чтобы туристы при этом потратили несколько часов в поисках сувениров, а не туалетов. Ну, и так далее.
Индустрия туризма знает немало рецептов для привлечения внимания желанных гостей. И кулинарные – далеко не первые из них.   

Иван Мичурин